Глобализация, выражающаяся в новом качестве взаимосвязи и взаимозависимости отдельных регионов мира, стран и людей, создании международных организаций, институтов и образований, существенным образом воздействует на политику государства – как внутреннюю, так и внешнюю. При этом в мировой системе наблюдаются две разнонаправленные тенденции – к укреплению суверенитета, с одной стороны, и к его ограничению, с другой.
Само международное право может выступать в качестве одного из факторов ограничения суверенитета. Признавая и закрепляя в своих конституциях приоритет общепринятых норм над нормами национального права, правительства стран, тем самым, признают и их приоритет определённой мере и в отношении собственного суверенитета. С другой стороны, международное право представляет собой в первую очередь договорное право, право которое возникло на основе достижения определённого консенсуса между отдельными странами. При этом подписание международного договора само по себя является реализацией суверенитета государства.
Заключая различные соглашения, государства могут идти на добровольное ограничение суверенитета. Например, подобный процесс происходит при передаче суверенных полномочий на наднациональный уровень при создании каких – либо международных организаций или при вступлении в них. Наиболее ярким примером подобной интеграции является Европейский Союз. Приоритет и верховенство общеевропейского права по отношению к национальному законодательству стран – членов было подтверждено решениями европейских судов неоднократно, начиная с 1963 года.
Несмотря на то, что в Устав ООН содержит нормы указывающие на недопустимость ограничения суверенитета государства, реальное его ограничение вследствие заключения всевозможных соглашений происходит постоянно. Способствуют этому также глобализация в экономической сфере, которая изменяет не только структуру мировой экономики, но и оказывает значительное влияние на широкий спектр процессов.
Так, например, кредиты Международного валютного фонда зачастую предоставляются на условиях проведения реформ, которые данной межправительственной организацией утверждаются в качестве обязательного условия для получения помощи. Навязывание своего видения решения проблем с которыми столкнулась страна - заёмщик, по сути, является вторжением в суверенные права государства по осуществлению своих правомочий во внутренней политике.
В международной практике таких примеров множество. Не секрет, что США, являясь одной из крупнейших экономик планеты, могут предоставлять кредиты, а также различные льготы в области торговли, налогообложения, таможенных сборов при условии проведения определённых реформ, выгодных американской администрации. Таким образом, некоторые международные и межправительственные соглашения могут способствовать ограничению суверенитета, как внутреннего, так и внешнего. Чревата данная ситуация тем, что сформировавшаяся экономическая или иная зависимость от внешних акторов непосредственно влияет на возможность реализовывать свой суверенитет в соответствии с национальными интересами.