А как же борьба? Бороться – в первую очередь!..
Но давайте не торопиться – есть нюансы.
Святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем хорошо рассуждает на эту тему.
Он начинает с ответа на первый вопрос, насколько сложно спасение.
Многих кажется, что это очень сложный и замысловатый процесс. Столько всего нужно учесть, столько вытерпеть, от стольких напастей постараться уберечься…
Это, может, и так, но по сути – картина обратная.
Вот что говорит св. Игнатий:
«Спасение – дело простое; только эта простота не дешево достается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте. Помни, что Господь заповедал душу стяжевать в терпении, сказало о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении».
Вот, оказывается, как!
Спасение на самом деле – просто. Но не просто достичь этой простоты. Путь к ней лежит через многочисленные скорби. Иначе – нет должной платы за нее, а там, где нет платы – не будет и достаточного ценения.
Это – истина с Адама и Евы.
Не ценили они все дары Божьи, полученные ими даром, потому так быстро их и утратили. И теперь – мы через многие скорби возвращаем цену того, что было так беспечно утрачено.
И терпение – как одна из главнейших наших добродетелей на этом пути. Без него – никак. Без него должным образом эти многочисленные скорби не вынести.
Но вот что удивительно!
Оказывается, это терпение нужно проявлять и к самому себе! Это кажется странным, необычным, но!… Почему, собственно, нет?
«Возлюби ближнего как самого себя…» Чтобы любить кого-то, нужно понять, что такое любовь на примере любви к себе.
И точно так же, чтобы терпеть кого-то или что-то, нужно поупражняться в терпении по отношению к самому себе.
Вот как это обосновывает святитель Игнатий:
«Невозможно разом исправиться. Надо терпеть себя – свои недостатки – и мало-помалу с постоянством исправлять их, не унывая от падений, свойственных всякому человеку».
Первый тезис – исправиться сразу невозможно.
У всего есть своя инерция. Как невозможно мгновенно остановить поезд, так и любой укоренившийся грех не поддается мгновенному исправлению.
Поэтому - терпение и еще раз терпение!
И новые падения неизбежны! Сколько раз ребенок падает, прежде чем научится ходить?
Скажете, он пытается научиться тому, что никогда не делал?
Так и мы, большей частью настолько укоренились в греховных путах и привычках, что или совершенно забыли, как можно жить без них или вообще никогда без них не жили.
Разве легко для гневливого или завистливого человека – победить свои гнев и зависть? Они и не знают, как можно жить без них.
То же самое – с любым греховным навыком.
Поэтому не расстраиваться при очередном падении. А, сжимая зубы, подниматься – и снова в терпеливый и долгий путь.
Однако есть утешение. И св. Игнатий не пренебрегает им для своего адресата, а через него и для нас:
«Святой Исаак Сирский, великий наставник монашествующих, утверждает, что и святые не были изъяты от перемен, что непеременяемость и беспогрешность – есть несбыточная мечта. Помни это: такое воспоминание будет воодушевлять тебя твердостно и мужественно в деле Божием».
Да – самое главное не предаваться «несбыточным мечтам».
А то столько вокруг «наставников», обещающих за несколько занятий сделать тебя и невозмутимым, и спокойным, и любящим…
Не будем обольщаться и гоняться за ветром. Это невозможно.
Лучше воспользуемся советами св. Игнатия и св. Исаака и вооружимся терпением.