Найти тему
Александр Дедушка

Спасение – дело простое или сложное? И почему нужно терпеть себя и свои недостатки

Св. Игнатий Брянчанинов
Св. Игнатий Брянчанинов

А как же борьба? Бороться – в первую очередь!..

Но давайте не торопиться – есть нюансы.

Святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем хорошо рассуждает на эту тему.

Он начинает с ответа на первый вопрос, насколько сложно спасение.

Многих кажется, что это очень сложный и замысловатый процесс. Столько всего нужно учесть, столько вытерпеть, от стольких напастей постараться уберечься…

Это, может, и так, но по сути – картина обратная.

Вот что говорит св. Игнатий:

«Спасение – дело простое; только эта простота не дешево достается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте. Помни, что Господь заповедал душу стяжевать в терпении, сказало о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении».

Вот, оказывается, как!

Спасение на самом деле – просто. Но не просто достичь этой простоты. Путь к ней лежит через многочисленные скорби. Иначе – нет должной платы за нее, а там, где нет платы – не будет и достаточного ценения.

Это – истина с Адама и Евы.

Не ценили они все дары Божьи, полученные ими даром, потому так быстро их и утратили. И теперь – мы через многие скорби возвращаем цену того, что было так беспечно утрачено.

И терпение – как одна из главнейших наших добродетелей на этом пути. Без него – никак. Без него должным образом эти многочисленные скорби не вынести.

Но вот что удивительно!

Оказывается, это терпение нужно проявлять и к самому себе! Это кажется странным, необычным, но!… Почему, собственно, нет?

«Возлюби ближнего как самого себя…» Чтобы любить кого-то, нужно понять, что такое любовь на примере любви к себе.

И точно так же, чтобы терпеть кого-то или что-то, нужно поупражняться в терпении по отношению к самому себе.

Вот как это обосновывает святитель Игнатий:

«Невозможно разом исправиться. Надо терпеть себя – свои недостатки – и мало-помалу с постоянством исправлять их, не унывая от падений, свойственных всякому человеку».

Первый тезис – исправиться сразу невозможно.

У всего есть своя инерция. Как невозможно мгновенно остановить поезд, так и любой укоренившийся грех не поддается мгновенному исправлению.

Поэтому - терпение и еще раз терпение!

И новые падения неизбежны! Сколько раз ребенок падает, прежде чем научится ходить?

Скажете, он пытается научиться тому, что никогда не делал?

Так и мы, большей частью настолько укоренились в греховных путах и привычках, что или совершенно забыли, как можно жить без них или вообще никогда без них не жили.

Разве легко для гневливого или завистливого человека – победить свои гнев и зависть? Они и не знают, как можно жить без них.

То же самое – с любым греховным навыком.

Поэтому не расстраиваться при очередном падении. А, сжимая зубы, подниматься – и снова в терпеливый и долгий путь.

Однако есть утешение. И св. Игнатий не пренебрегает им для своего адресата, а через него и для нас:

«Святой Исаак Сирский, великий наставник монашествующих, утверждает, что и святые не были изъяты от перемен, что непеременяемость и беспогрешность – есть несбыточная мечта. Помни это: такое воспоминание будет воодушевлять тебя твердостно и мужественно в деле Божием».

Да – самое главное не предаваться «несбыточным мечтам».

А то столько вокруг «наставников», обещающих за несколько занятий сделать тебя и невозмутимым, и спокойным, и любящим…

Не будем обольщаться и гоняться за ветром. Это невозможно.

Лучше воспользуемся советами св. Игнатия и св. Исаака и вооружимся терпением.