Найти в Дзене
горшочек каши

Как Бирон спас себя от казни

Скорое падение Бирона после смерти Анны Ивановны было делом времени: власть ускользала из его рук, поскольку бывший фаворит не имел никаких прав на престол. Но даже в этой безвыходной ситуации он сумел повернуть дело в свою пользу. Заключённый в Шлиссельбургскую крепость, Бирон постоянно испытывал давление следователей. Те страшили его пытками и смертной казнью, ведь сама Анна не особо разбиралась, кто виновен, а кто — нет, обвиняемых могли быстро четвертовать или посадить на кол. Её фавориту пришлось принять правила игры, но только внешне: Бирон делал смиренный вид и ждал своей участи, но не опускал руки. Уже в феврале 1741 года на него дал обвинительные показания старый соперник — Бестужев-Рюмин, который также был арестован. Следователи решили провести очную ставку между ними — и она неожиданно закончилась провалом для доносчика. Бестужев не только отказался от своих прежних показаний, но даже «повинился» и был вынужден признать, что оболгал бывшего регента империи. Для того времени

Скорое падение Бирона после смерти Анны Ивановны было делом времени: власть ускользала из его рук, поскольку бывший фаворит не имел никаких прав на престол. Но даже в этой безвыходной ситуации он сумел повернуть дело в свою пользу.

Заключённый в Шлиссельбургскую крепость, Бирон постоянно испытывал давление следователей. Те страшили его пытками и смертной казнью, ведь сама Анна не особо разбиралась, кто виновен, а кто — нет, обвиняемых могли быстро четвертовать или посадить на кол. Её фавориту пришлось принять правила игры, но только внешне: Бирон делал смиренный вид и ждал своей участи, но не опускал руки. Уже в феврале 1741 года на него дал обвинительные показания старый соперник — Бестужев-Рюмин, который также был арестован.

Леонхард Шорер. Портрет Эрнста Иоганна Бирона. 1760-е годы. Рундальский дворец, Латвия.
Леонхард Шорер. Портрет Эрнста Иоганна Бирона. 1760-е годы. Рундальский дворец, Латвия.

Следователи решили провести очную ставку между ними — и она неожиданно закончилась провалом для доносчика. Бестужев не только отказался от своих прежних показаний, но даже «повинился» и был вынужден признать, что оболгал бывшего регента империи. Для того времени такая ситуация была крайне редкая и удивительная: за признаваемую ложь Бестужев мог сам отправиться в Сибирь. Что, вообще-то, и случилось, но ненадолго.

Неизвестно, что такого сказал Бирон Бестужеву (или о чём умолчал) во время встречи. Возможно, секрет заключается в силе самого бироновского характера: властолюбивый, грозный и прозорливый, он был истинным царедворцем и знал секреты двора, о которых предпочитали забыть его недруги. Следствие зашло в тупик, и Анна Леопольдовна давила на комиссию, которая никак не могли составить нужный ей приговор.

Это говорит о зыбкой ситуации в российской власти: её предшественница не стала бы медлить, а отправила обвиняемого на эшафот. Анне Леопольдовне не хватало решимости и политического чутья, чтобы быстро навести порядок при дворе. В итоге нерешительность её и погубила: она проморгала заговор, который у неё под носом готовила Елизавета. Бирон знал, что у новых правителей страны не хватит духу его убить и воспользовался этим.

Луи Токке. Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. 1757 год. Государственная Третьяковская галерея.
Луи Токке. Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. 1757 год. Государственная Третьяковская галерея.

Скорее всего, бывший фаворит предложил своим конкурентам, среди которых был Миних и Остерман, сделку: его оставят в живых и помилуют, а он будет держать язык за зубами и не станет болтать лишнего об их сомнительных делах. В итоге Бирона официально приговорили к четвертованию, которое заменили на ссылку в Сибирь вместе с семьёй. Неизвестно, почему следователи так мягко отнеслись к заключённому. Начальник Тайной канцелярии Андрей Ушаков был профессионалом и при должном рвении умел выбить любые признания.

Этот дворцовый переворот закончился растерянностью: Анна Леопольдовна и её муж Антон Ульрих с малолетним правителем Иваном не понимали, что делать со свалившейся на их голову властью. Бирон даже не стеснялся при дворе смеяться над Антоном Ульрихом и говорил, что единственное предназначение того в России — «производить детей, но и на это он не настолько умён».

Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.