Выбор специалиста по поведению собак — та еще задачка!
Расскажите, как вы нашли своего? А если пока не нашли, то приглашаем после прочтения статьи к нам, в школу Pi-Bo.
Наши онлайн-курсы закрывают все возможные задачи, на них ваша собака научится:
— не подбирать с земли
— гулять на провисшем поводке
— не лаять на все дома
— с удовольствием стричь когти
— слушаться на улице
— спокойно ходить в ветклиницу
1. Коррекция поведения без сбора анамнеза
Коррекция поведения (например, когда псица лает, крушит дом, боится чего-то или наоборот, ведет себя агрессивно), всегда начинается со сбора анамнеза.
Никто не вырезает аппендицит, не спросив, что болит. Так и с псицей составить корректный план действий можно, только понимая состояние здоровья собаки и анализируя ее жизненный опыт.
Например, если тренер приступает к коррекции лая, не убедившись, что собака здорова и высыпает свою норму — это не только не приведет к желательному результату, но и почти наверняка только ухудшит ситуацию.
2. Отсутствие объяснений
Может показаться, что кинолог учит кино собаку — он ведь на то и кинолог. На самом деле, все специалисты по поведению собак занимаются обучением людей.
Мы учим людей правильно интерпретировать поведение собаки, корректно на него реагировать и уметь менять при необходимости. А в этом деле без глубинного понимания происходящего со стороны родителей Зинаид и Николаев — никак не обойтись.
Дог-тренер — не фокусник, который уносит свои секреты в могилу. Хотя кинологам, соответствующим всем пунктам этого списка, это бы и не повредило.
3. Бридизм, эйджизм и прочие формы дискриминации
«Это же декоративная собака, что вы от нее хотите», «это серьезная собака, тут нужен жесткий подход», «у вас такса/сиба, нет смысла заниматься», «собаке уже 10 лет, тут уже ничего не исправишь» — любые подобные утверждения демонстрируют непрофессионализм специалиста.
Коррекция поведения и дрессировка одинаково работают для собак любых размеров, пород и возрастов.
Еще отдельно хочется упомянуть дискриминацию метисов. Удивительно, но такое тоже встречается. Спасенные беспородные собаки ничем не отличаются от их собратьев с родословной, они не умнее и не глупее. Тут напрашивается аналогия со специалистами из мира двуногих, но все и так все поняли.
4. Обещание быстрого результата
Мы рекомендуем с настороженностью относиться к специалистам, обещающим моментальный результат, например, неподбор, спокойную реакцию на триггеры или провисший поводок за одно занятие.
Моментальный результат возможен (1) только краткосрочно, очень скоро Зинаида вернется в стартовую точку, (2) при использовании устрашения, боли и подавления.
Обучение и коррекция поведения требуют времени и системного подхода. Научить собаку не тянуть поводок можно быстро, но это вопрос недель, а не часов. Единственное, что можно и нужно сделать быстро — уйти от тренера, использующего п. 2).
5. Игнорирование потребностей собаки
Профессиональный дог-тренер лучше всех знает, что любое обучение начинается с удовлетворения базовых потребностей Зинаиды и заботы о ее благополучии. В этом вопросе здорово помогает концепция пяти свобод.
Хороший специалист точно не будет зацикливать псицу на человеке, исключать общение с сородичами или предлагать кормить ее только за работу.
Зато позаботится о достаточном и спокойном сне, правильном пищевом поведении, нескользящем напольном покрытии, хорошем самочувствии и качестве выгула. Коротко говоря, всем нам не помешал бы такой специалист.
6. Очеловечивание собаки
Еще один настораживающий маркер — приписывание собаке эмоций, которые она не способна чувствовать в силу своих когнитивных ограничений. Например — ревности, обиды, мести, зависти.
Апелляция к сложным эмоциям в процессе работы над поведением собаки обычно приводит к фундаментально некорректной интерпретации поведения и соответственно, к неадекватной реакции на него.
Например, на самом деле собака заболела и поэтому ходит в туалет дома, а мы думаем, что это коварная месть. На самом деле, собаке нужна медицинская помощь и поддержка, а получит она нечто совсем другое. И результат никого не обрадует.
7. Дискомфорт в общении
Как мы уже выяснили, дог-тренер работает с песьими родителями. А значит, двуногим мамкам и папкам должно быть комфортно и спокойно в процессе обучения.
Насторожиться стоит, если в процессе работы мы сталкиваемся с:
— осуждением и обвинением любого рода
— холодным и пренебрежительным отношением
— отсутствием стремления наладить контакт и доверие
Если нам просто неприятно работать с дог-тренером, каким бы замечательным по остальным параметрам он ни казался, вероятно, игра не стоит свеч. Практика показывает, что долгосрочная работа при таких условиях затруднительна или невозможна. Да и потом, у каждого из нас найдется родственник, бывшая одноклассница или сосед, который осудит нас совершенно бесплатно, а если нет разницы, зачем платить больше?
8. Отсылки к теории доминирования
Кажется, все на свете уже в курсе, что теория доминирования давным-давно опровергнута своим же создателем. Но нет!
Мы рекомендуем избегать работы со специалистами, апеллирующими к необходимости выстраивать иерархию в отношениях с собакой. Обычно адепты теории доминирования используют в общении следующие тезисы:
— вожак
— альфа-особь
— подчинение
Мы также советуем избегать всех двуногих, использующих подобные выражения по отношению к другим людям, если только это не закрытый клуб со стоп-словом.
9. Применения насилия
Тут вроде бы все очевидно, но на всякий случай добавляем этот пункт. Для верности уточним, что такое насилие в обучении:
— игнорирование
— лишение еды или прогулки
— повышенный или грозный голос
— рывки поводком
— ЭШО, строгий ошейник, удавка
— угрожающее нависание над собакой
— щелчки по носу, шлепки, замахи и удары
Если тренер предлагает использовать один из перечисленных инструментов, лучше поискать другого. И да, тут не важна ни порода собаки, ни серьезность проблемы.