Найти тему

Почему именно украинцы?

В данной статье я попытаюсь ответить на вопрос: почему среди всех жителей Земли именно украинцев выбрали для столкновения с Россией. По традиции все мои доводы будут подкреплены реальными историческими документами. Итак включайте воображение: на календаре 1 декабря 1917 года. Всего месяц прошел с момента «революции, о необходимости которой так долго говорили большевики...», а Совет Народных Комиссаров (далее по тексту СНК) собрался для обсуждения украинского вопроса:

О передаче трофеев украинскому народу (приказ от 1 декабря 1917 года).

Три недели тому назад СНК постановил передать военные трофеи, взятые русскими у украинцев, главным образом при Екатерине, украинскому народу. Центральный Исполнительный Комитет Советов (далее по тексту ЦИК), по предложению Народного Комиссара по Просвещению, принял 24-го Ноября следующую резолюцию:

ЦИК, заслушав доклад Комиссара по Просвещению, тов. Луначарского, постановляет:

  • Передачу реликвий сделать в торжественной форме народного праздника перед Преображенским собором, с участием войсковых частей.
  • Вместе с историческими реликвиями передать украинцам особо изготовленную грамоту следующего содержания:

«Братья Украинцы!

В хранилищах Петербурга ваши знамена, пушки и булава свидетельствуют о вашем угнетении — именем великорусского — угнетателями этого народа. Ныне нет больше угнетенных народов в свободной России. ЦИК Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов возвращает вам трофеи, как память о вашей славной борьбе за свободу. Народ великорусский и революционный Петербург с приветом посылает вольному Киеву священный дар в знак братства народов. Да славится и крепнет братский союз свободных народов России и всего мира, да исчезнет вражда и даже тень угнетения одной нации другою».

Эта грамота будет подписана председателя ЦИК и СНК, Народными Комиссарами по национальным делам и Просвещению и Секретарями ЦИК и СНК.

  • Для устройства праздника создается особая комиссия из 3-х представителей ЦИК, в том числе — одного от Украинской секции, из представителей комиссариатов по Просвещению, Национальным Делам, заведыванию дворцами и музеями Республики и военного и представителей Украинской Войсковой Рады.
  • Расходы по устройству праздника, которые не должны превысить сумму в 3 000 руб., покрыть из особой ассигновки декретом СНК и отнести в бюджет Комиссариата по Нац. Делам.

Представители Всеукраинской Рады просили, чтобы передача была сделана в их руки, однако в мандатах этих представителей не была предусмотрена самая передача и не было обращения к СНК, как законной Верховной власти в России.

Дело в том, что ни одна из сторон не была в то далекое время легитимной. Большевики захватили власть путем вооруженного восстания, Всеукраинская Рада так же не выбиралась народом Украины.

В виду этого, а также и резкой формы, в которой представители Рады вели дальнейшие переговоры с Народными Комиссарами, принята следующая резолюция:

«Председатель Совета Народных Комиссаров и Народные Комиссары по Иностранным Делам, по Просвещению и по Делам Национальностей, заслушав постановление особой комиссии по передаче Украинскому Народу его реликвий, а также протест Украинского Революционного Штаба, постановил:

Дальнейшие переговоры о сроке и порядке передачи реликвий вести с Украинской Фракцией ЦИК и официальную передачу совершить в руки доверенного лица этой фракции».

Иными словами большевики пытались в праздничной атмосфере даровать украинцам самостийность, но в результате общения в грубой форме, передача реликвий и власти не состоялась.

Как видим Центральная Рада проявила самое наверное бесценное свойство украинцев — недоговороспособность. Как тут не вспомнить Минские соглашения...

Обложка журнала "Новый Сатирикон" 1917 года.
Обложка журнала "Новый Сатирикон" 1917 года.

Украинской Раде. (от 4 декабря 1917 года)

О признании СНК Народной Украинской Республики и о предъявленном Центральный Раде ультиматуме в виду ее контр-революционной деятельности.

Исходя из интересов единства и братского союза рабочих и трудящихся эксплуатируемых масс в борьбе за социализм, исходя из признания этих принципов многочисленными решениями органов революционной демократии — Советов, в особенности 2-го Всероссийского Съезда Советов, социалистическое Правительство России, СНК Съезда Советов, еще раз подтверждает право на самоопределение за всем нациями, которые угнетались царизмом и великорусской буржуазией вплоть до права этих наций отделиться от России.

Поэтому, мы, Совет Народных Комиссаров, признаем народную украинскую республику, ее право отделиться от России или вступить в переговоры с Российской Республикой о федеративных и тому подобных взаимоотношениях между ними.

Все, что касается национальных прав и национальной независимости украинского народа, признается нами, Советом Народных Комиссаров, тотчас же, без ограничений и безусловно.

Против финляндской буржуазной республики, которая остается буржуазной, мы не сделали ни одного шага в смысле ограничений национальных прав и национальной независимости финского народа, и не сделаем никаких шагов, ограничивающих национальную независимость какой бы то ни было нации из числа входящих в состав Российской Республики.

То есть большевики безоговорочно признавали любую форму государственности в отделяющихся частях бывшей Российской Империи. Казалось бы, чего больше? Но...

Мы обвиняет Раду в том, что, прикрываясь национальными фразами, она ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой Советов и Советской власти на Украине (между прочим Рада отказывается созвать, по требованию Советов Украины, краевой съезд украинских Советов, немедленно) Эта двусмысленная политика, лишающая нас возможности признать Раду, как полномочного представителя трудящихся и эксплуатируемых масс украинской республики, довела Раду в самое последнее время до шагов, означающих уничтожение всякой возможности соглашения.

Такими шагами явилась, во-первых, дезорганизация фронта.

Рада перемещает и отзывает односторонними приказами украинские части с фронта, разрушая таким образом единый общий фронт, до размежевания осуществимого лишь путем организованного соглашения правительств обоих республик.

Во-вторых, Рада приступила к разоружению Советских войск, находящихся на Украине.

В-третьих, Рада оказывает поддержку кадетско-калединскому заговору в восстании против Советской власти. Ссылаясь заведомо ложно на автономные, будто бы, права «Дона на Кубани», прикрывая этим калединские, конрт-революционные выступления, идущие в разрезе с интересами и требованиями громадного большинства трудового казачества, Рада пропускает через свою территорию войска, отказываясь пропускать войска против Каледина.

Становясь на этот путь неслыханной измены революции, на путь поддержки злейших врагов, как национальной независимости народов России, так и Советской власти, врагов трудящихся и эксплуатируемой массы, - кадетов и калединцев, Рада вынудила бы нас объявить, без всяких колебаний, войну ей, даже если бы она была уже вполне формально признанным и бесспорным органом высшей государственной власти, независимой буржуазной республикой украинской.

В настоящее же время, в виду всех вышеизложенных обстоятельств, СНК ставит Раде перед лицом народов Украинской и Российской Республик следующие вопросы:

  1. Обязуется ли Рада отказаться от попыток дезорганизации общего фронта.
  2. Обязуется ли Рада не пропускать впредь без согласия Верховного Главнокомандующего никаких войсковых частей, направляющихся на Дон, на Урал или в другие места.
  3. Обязуется ли Рада оказывать содействие революционным войскам в деле их борьбы с контр-революционным кадетско-калединским восстанием.
  4. Обязуется ли Рада прекратить все свои попытки разоружения Советских полков и рабочей красной гвардии на Украине и возвратить оружие тем, у кого оно было отнято.

В случае неполучения удовлетворительного ответа на эти вопросы в течение сорока восьми часов, Совет Народных Комиссаров будет считать Раду в состоянии открытой войны против Советской власти в России и на Украине.

То есть пока некоторые не кремлевские еще мечтатели думали о том, в какой форме предоставить Украине свободу, Верховная Рада, говоря простым языком, просто нанесла молодой Советской Республике удар в спину.

Отсюда еще одно свойство — двурушничество и способность к предательству.

Приказ по армии (16 декабря 1917 г.)

О контр-революционной деятельности буржуазно-кадетской Рады и о прекращении украинизации частей.

Ко всем солдатам.

Товарищи солдаты! Совет Народных Комиссаров, избранный рабочими, солдатами и крестьянами всех национальностей России, с первых дней после того, как взял в свои руки власть, поставил перед собою одну задачу: дать истомленному народу мир, голодным хлеб, угнетенным свободу через сотни препятствий, не останавливаясь ни перед применением силы, не боясь угрозы англо-французских империалистов, через группы непокорных генералов. Правительство Народных Комиссаров остановило войну, начало переговоры о мире. Чтобы дать народу хлеб, Народное Правительство дало крестьянину землю. Спекулянты и грабители, прятавшие хлеб банкиры и капиталисты должны были почувствовать силу народной власти. В Петрограде удалось добиться увеличения хлебного пайка; наконец, всем народам новое Советское Правительство гарантировало полную свободу. Тогда разбитая в Петрограде буржуазия бросилась искать спасения на Дону: офицеры, с которых сняли погоны, купцы, на жирные барыши которых наложили руки, помещики, чью землю отдали народу, все стали искать себе вооруженной силы и нашли ее у Каледина. Часть обманутых ими казаков пошла за ними, и на юге полилась братская кровь. Среди оренбургского казачества такое же восстание и мятеж поднял генерал Дутов. В то время в самом Петрограде помещики и капиталисты через четырех своих соратников, выбранных в Учредительное Собрание, старались поднять бунт, и, наконец, на их сторону перешла и Украинская Центральная Рада, пытаясь обмануть рабочих и крестьян Украины, натравив их на рабочих и крестьян всей России.

Товарищи солдаты всех национальностей России и вы, братья украинцы! В особом обращении к Центральной Раде Совет Народных Комиссаров заявил, что признает права украинского народа на самостоятельную государственную жизнь и образование своей республики, но Правительство Народных Комиссаров требовало от правительства Украины одного: в борьбе с буржуазно-калединским бунтом правительство Украины не должно было помогать врагам свободы, врагам рабочих и крестьян всей России, но Центральная Рада встала на сторону Каледина, центральная украинская Рада пропустила на Дон казачьи войска и не пропустила наших революционных войск. Этого мало — центральная украинская Рада напала ночью на наши революционные войска, стоящие в Киеве, разоружило насильственно, отняв больше 300 пушек, и, как арестантов, как грабителей с большой дороги, отправила их под конвоем на вокзал, выслала из Украины. Братья украинцы! Мы отправляли украинцев петроградского гарнизона на Украину с музыкой и оружием. Мы торжественно передали украинцам хранящиеся украинские святыни, отобранные когда-то у Украины царями, мы братски делились с ними оружием, которыми вместе три года сражались. Рада с нашими товарищами в Киеве поступила так, как поступают немцы с военнопленными, если не хуже: голых и босых под конвоем она их выгнала из Киева. Это не все. Рада при содействии контр-революционных штабов пытается захватить юго-западный и румынский фронты, она объявила их своими, она не передает наших телеграмм, она не дает возможности мне сноситься с фронтом и этим она срывает дело мира, а за ее спиной работают опять генералы. Рада не признает вводимых мной порядков по демократизации армии: офицеры украинских полков фактически сохраняют свои офицерские преимущества, центральная Рада в союзе не только с Калединым, но и с русскими контр-революционерами на фронте, и это она сама признает, требуя, чтобы Правительство вновь допустило к власти офицеров-помещиков Керенского и Милюкова. Наконец, чтобы сломить власть Советского Правительства, Рада пытается лишить северный и западный фронты хлеба, она заявляет, что прекращает доставку хлеба на другие фронты, требуя от Правительства Народных Комиссаров уплаты золотом. Товарищи солдаты! Правительство Советов, выражая твердую волю солдат, рабочих и крестьян всех национальностей России, не может допустить срыва дела мира. Мы не можем допустить голода на фронте. Мы не можем допустить явной помощи калединскому мятежу. Товарищи украинцы! Вы, которые все время вместе со всем трудовым народом боролись против буржуазии, вместе с ним совершали революцию за общую свободу. Братья украинцы! От имени всей рабочей и крестьянской России обращаемся к вам: сомкните ряды и вместе с нами свергните буржуазно-кадетскую Раду. Солдаты, дело мира в опасности, в опасности завоеванная свобода. Каледин, пользуясь тем, что Рада не пропустила наших войск, уже потеснил наши войска из Ростова. Каледин, который грозит смертной казнью, с помощью Рады собирает силы. Пусть же кровь новой войны падет на голову Рады, которая сама начала войну против Правительства Советов. Товарищи солдаты! Все, кто против буржуазии, против Каледина, против его помощников, явных, как кадеты, и скрытых, как центральная Рада, к оружию. К оружию! Все на защиту рабочей и крестьянской власти. К оружию против тех, которые оставляют нас без хлеба, кто срывает мир, кто помогает Каледину, кто оскорбляет и обезоруживает революционные войска. Центральная Рада хочет войны и крови, но ей не удастся столкнуть рабочих и крестьян Украины с рабочими и крестьянами всей России, ей не удастся начать братоубийственную войну. Товарищи украинцы! За вами слово: руки прочь. Теперь, когда Рада начала войну, я приказываю прекратить украинизацию частей. Украинизированным частям поставить на выбор: либо примкнуть и признать власть Народного Правительства Народных Комиссаров, либо отправляться обратно на фронт, либо разоружиться. Всем существующим украинским радам поставить тот же ультиматум. В случае отказа от подчинения — арестовать. Настоящий приказ отпечатать и распространить во всех ротах, командах, батареях, эскадронах и т. д.

Верховный Главнокомандующий Крыленко

Не правда ли многие положения этого приказа чрезвычайно актуальны сегодня? И можно смело добавить к портрету украинцев еще одну черту — вероломство.

Советское Правительство и Рада (30 декабря 1917 г.)

О предложении Рады начать переговоры о соглашении.

Выслушав доклад тов. Прошьяна, который, в качестве делегата от Крестьянского съезда, имел беседу с Виниченко, Грушевским, Поршем и др., как официальными представителями Рады, и приняв во внимание, что эти официальные представители Рады выразили принципиальную готовность начать переговоры о соглашении с Советом Народных Комиссаров на началах признания Советом Народных Комиссаров независимости Украинской Республики и признания Радой контр-революционности Каледина и его пособников; приняв во внимание, что Совет Народных Комиссаров всегда и безусловно признавал право всякой нации, в том числе Украинской, на независимое государственное существование, что всякая попытка устранить войну с Радой, если бы Рада признала контр-революционность Каледина и не мешала войне против него, безусловно желательна; выражая свое убеждение в том, что только советы украинской крестьянской бедноты, рабочих и солдат могут создать на Украине власть, при которой столкновения между братскими народами будут невозможны, - Совет Народных Комиссаров, считая в то же время целесообразным открыть деловые переговоры с Радой с целью устранения тех столкновений, которые вызваны были политикой Рады по отношению к общему фронту и контр-революционному восстанию Каледина, постановляет:

Предложить Раде переговоры о соглашении на указанных началах и наметить, как один из пунктов, где было бы вероятнее всего удобнее вести переговоры, гор. Смоленск или Витебск.

Совет Народный Комиссаров

Тому, кто немного знаком с историей, известно, что 1917 год так и не стал годом образования Украинской Народной Республики, значит переговоры не состоялись. А если бы даже и состоялись, вряд ли бы заключенные договора стали бы выполняться украинской стороной.

Абсолютно убежден, что представленные мной документы изучались теми, кто принимал решение о превращении Украины в таран для России. Поэтому никто и не торопится садиться с украинцами за стол переговоров, все равно обманут...

И вот основные черты украинской государственности во времена, когда никто еще не слыхал про Бандеру и его приспешников: недоговороспособность, двурушничество, предательство, вероломство.

Источник документов: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства №№1-100 (1917-1918 гг.)