.
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат, и сами все дадут.»
Эти слова из уст Виктора Вержбицкого прозвучали так емко, что не могу их забыть уже несколько дней после спектакля.
Мастер и Маргарита-произведение, которое знают и любят многие, у каждого свои ожидания от него. В свое время я очень боялась, что экранизация фильма не совпадёт с моим представлением о книге. Особые требования у меня всегда к исполнительнице главное героине Маргарите, она должна быть безупречна, так, как она описана в романе.
Именно поэтому я практически не ходила на постановки Мастера в театре. Решилась пойти на спектакль МХТ и на мюзикл в Мюзик-холле. Спектакль МХТ произвел на меня большее впечатление. В нем не были проиграны все-все эпизоды, но те сюжетные линии, которые были включены в спектакль, были сыграны прекрасно, и даже с исполнительницей роли Маргариты я примирилась, хоть может быть она была и не столь совершенна, а уж как хорош был Воланд! В спектакле были задействованы лучшие артисты театра того времени.
В театре наций все случилось как бы наоборот. Только три актера хорошо известны мне (Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий и Андрей Смеляков), остальные ещё набирают своё мастерство. Их игру не назовёшь выдающейся. Они проигрывают свои роли в виде скетчей, иногда слишком утрировано. Всеми любимый кот здесь каких-то гигантских размеров, раскормлен до неприличия, при этом достаточно пластичен, но совсем не вызывает тех ассоциаций, как в книге. При этом вся свита Воланда очень ярко изображена, но пожалуй уж слишком «в лоб».
Прекрасно решена сцена бала у Воланда, а вот представление в варьете режиссер только обозначил отдельными штрихами.
Отдельной похвалы заслуживает работа художников по костюмам, по декорациям и всевозможным техническим решениям. Отмечу, что картинки того времени удивительно точны, обстановка в квартирах, кабинетах воссоздана удивительно точно. Спектакль создала интернациональная команда: Робер Липаж, Адель Сэн-Аман, Женевьев Лизотт, Людовик Бонье, Луи-Робер Бушар, Лоран Рутье и другие. Изюминкой спектакля стал «призрак Пеппера»-это техника иллюзионизма, благодаря которой объекты могут появляться и исчезать и превращаться из одного в другой. Это магия, которая перекликается и с мистикой книги. Технические решения, которые использованы в спектакле уникальны и команда тех, кто перемещал декорации, превращая мгновенно одно пространство в другое, отыграла очень слаженно, ни одного сбоя, и они тоже были на сцене все пять часов! Уникально решены такие сцены как казнь, или полет Маргариты на метле над городом.
Видна колоссальная работа многочисленного коллектива, все-таки поставить практически идентично тексту Мастера и Маргариту-это огромная смелость и талант!
Но, не могу посоветовать этот спектакль всем, он неоднозначен, вот именно это слово мы использовали с моей знакомой, описывая наши впечатления.
Не жалею, что потратила свое время на спектакль, но, "НО" остается очень много, хотя постановка безусловно талантливая.
И в завершение мой рейтинг недавно увиденных спектаклей театра наций:
Кабаре, дядя Ваня, Кто боится Вирджинии Вульф и Мастер и Маргарита.
А ваш рейтинг какой?