Фотографией желтых цветов, которые растут на границе с Афганистаном, владимирский мотоциклист Игорь Икшаков завершил свой рассказ о путешествии в Среднюю Азию. Необычный дневник в социальных сетях молодой человек вел прямо с обочины во время короткого отдыха или вынужденного простоя. И все повествование было исключительно в настоящем времени. А ведь водитель даже не знал, чем закончится его день и что ожидает за очередным поворотом.
— Я старался писать свои путевые заметки в режиме реального времени. Не потом, когда ситуация уже разрешилась, а в моменте. Так интереснее читать, видны эмоции и переживания. Приятно, что все эти дни со мной были даже незнакомые люди, они давали советы, что-то комментировали. По сути мы вместе переезжали из города в город. И, возможно, для кого-то мой опыт оказался заразительным. Вдруг какой-то человек понял, что для того, чтобы отправиться в путешествие, надо просто захотеть, — начинает свой рассказ наш собеседник.
Мы встретились с Игорем сразу после его возвращения. На интервью он приехал на своем Harley-Davidson и говорил больше часа. Этого времени нам с трудом хватило, чтобы узнать все подробности. За 17 дней молодой человек успел проехать через три страны, не считая маршрута по России, преодолеть почти девять тысяч километров дорог и ухабов.
— Я давно планировал эту поездку, регион манил меня. Один раз побывал в Грузии и понял: море — хорошо, а горы — еще интересней. В прошлом году увидел фото одного путешественника с Памира. Эта картинка засела в моей голове и не отпускала. Начал все узнавать, изучал, что можно посмотреть, как добраться. Выдвинулся из Владимира в Оренбург, проехал через часть нашей страны, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и остановился на границе с Афганистаном.
Везде, где я был, мне помогали простые люди или мотоциклисты. Например, на Байконуре я списался с местным клубом, мне выдали пропуск, встретили в ночи, организовали поход в музей космонавтики и даже подарили кусок ракеты!
Игорь вспоминает, большую часть времени передвигаться ему приходилось по сильной жаре. Температура в тени могла доходить до 40 градусов, на солнце — все 50! А ветер больше напоминал обдув из фена, когда тот переключен на теплый режим. Стоило немного выпить воды, и жажда снова напоминала о себе. Всего за один глоток наш герой порой был готов заплатить любые деньги.
— Многие, кого я встречал, спрашивали: «Не жарко ли тебе в куртке ехать?» И мне пришлось делать выбор: либо остаться в экипировке и «свариться», либо снять ее и обгореть. В итоге решил ехать в футболке и жилетке, руки поэтому сильно потом болели. Воды я там потреблял 4 — 5 литров в день, но в туалет, извините за интимные подробности, почти не ходил. Влага из-за высокой температуры воздуха и так выходила.
— Неимоверная жажда началась, когда я въехал в Узбекистан из Казахстана. Все запасы закончились еще на погранпереходе, а местных денег у меня еще не было. Пришел в магазин, но мне ничего не продали ни за доллары, ни за тенге, ни за рубли. До Ташкента оставалось 12 километров — это были самые долгие 12 километров в моей жизни. Въезжая в город, я увидел, как поливают асфальт, и серьезно рассматривал вариант попить прямо там (смеется).
На каждую страну, продолжает нашу беседу Игорь Икшаков, у него было отведено всего несколько дней. Но время он старался использовать максимально с пользой. Перекусить и отдохнуть — программа обязательная, но и от обзора достопримечательностей никогда не отказывался.
— В Самарканде, например, меня тоже встретили ребята из местного мотоклуба, провели экскурсию. Был в исторической части и в современном городе. Он похож на Дубай: каналы, катера плавают, дома высокие. Те, кто здесь родился или жил раньше, но давно не был, удивились при виде моих снимков.
Третьей страной на пути следования мотоциклиста из Владимира стал Таджикистан. Снежные шапки и ледники завораживают, говорит молодой человек. Красивые горные дороги не могут оставить никого равнодушным, поэтому путешественников тут много всегда. А вот дороги — не очень.
— Например, по пути в Душанбе есть страшный тоннель, меня о нем предупреждали. Сначала светильники горят, потом их нет совсем. Сквозь стены сочится вода с ледников, которая смешивается с грязью, образуя черную консистенцию. Она сразу залепляет всю светотехнику. Ты буквально едешь с лучиной вместо фары. Благо я был к этому готов и передвигался аккуратно.
— А какие тут виды — другой мир. Например, прямо на дороге встретился водопад. Настоящий сильный дождь как из ведра. Я встал под воду, но заряда свежести хватило на 15 километров, не более. По такой погоде быстро высыхаешь. Удалось охладиться и в реке Пяндж. Это я потом узнал, что идея оказалась не самая хорошая. Если бы патруль заметил, можно было смело притянуть за попытку перехода границы.
Но в это самое время, когда уже можно было морально готовиться ко встрече с Памиром, началось все самое интересное. Впереди горная система, маршрут составлен, разрешение на проезд вдоль Афганистана получено. Осталось выехать в 4 утра, преодолеть разбитый асфальт, стоя весь путь на ногах, и приблизиться к мечте. Но что-то пошло не так. Мотоцикл сломался. Пришлось резко менять направление.
О том, что произошло, Игорь рассказывал нам почти полчаса со всеми подробностями. На своей странице в социальной сети он даже написал несколько постов на эту тему.
— Диагностику первый раз пришлось проводить прямо под открытым небом. Пытался завести транспорт, а он не заводился. Стартер просто не щелкал, и все. Вышло солнце, началась жара под 35, 45 градусов... Запас воды ушел в течение первого часа. Сделал вывод, что это проблемы с генератором, которые на обочине не решишь, надо в мастерскую. Зарядки аккумулятора хватило ровно до какого-то кишлака, где я эффектно заглох на глазах у местных жителей, — с улыбкой вспоминает наш герой.
Упустим долгое повествование с деталями, именами и населенными пунктами: от специалиста в селе, которого помог найти мальчуган на велике, до остановки в ночи на трассе, где много грузовиков. Собирать и разбирать двигатель за эти дни приходилось несколько раз. Как и работать в условиях, когда пот заливал глаза, а палящее солнце обжигало плечи. Тормозить после полуночи в неизвестном месте и стучать в закрытую дверь — почему бы и нет. К слову, никто ни разу не отказал в помощи. От водителя грузовика, который помог с транспортировкой, до простых жителей, разделивших с владимирцем кров и обед.
— Самые разные люди помогали мне с ремонтом. Мы даже в полицию ездили, у них в Таджикистане это место, где многие пересекаются, можно найти любые контакты. Я и ночевал в сервисе, и перевозил свой «Харлей» на легковой машине в Душанбе. При этом думал, что его невозможно нормально поместить в кузов. Но всем миром мы его туда все-таки затолкали.
В итоге пришлось паять реле регулятора, бесконечное количество раз совершать одни и те же действия, разбираться в скрытых блоках и снова переживать неудачу. Но к вечеру очередного дня затянувшегося ремонта появился заряд, правда, ненадолго. На выезде из города мотоцикл опять встал.
— С механиком мы заметили один виток, который не был закреплен и касался блока двигателя. Собственно, он и был спонсором всего этого длинного и увлекательного мероприятия! Не виню того, кто мотал, — сам не углядел. Закрепил, заизолировал и собрал все обратно.
Потерянное время и риск, что транспорт может снова сломаться, не позволили Игорю доехать до финальной точки своего путешествия. Сразу из мастерской молодой человек решил начать путь обратно. Опять... через три страны и тысячи километров. В дороге он писал новые путевые заметки, на этот раз про дружбу народов.
— На мой взгляд, путешествия стирают границы между странами, нациями, религиями и взглядами. Ты видишь, что в любом уголке земного шара всегда (абсолютно уверенно говорю) найдутся незнакомые ранее люди, которые не бросят тебя в беде. А это значит, что теперь они твои друзья. Да, возможно, вы не похожи внешне, говорите на разных языках и мировоззрение у каждого свое, но это детали. Тебе помогли — и ты помоги, — написал Игорь на своей странице в социальных сетях.
Дорога назад заняла еще несколько дней. Это оказался непростой путь, когда силы и деньги были порой на исходе. Иногда приходилось выбирать оптимальный маршрут, чтобы успеть и поесть, и поспать, и заправиться. Зато на границе наш герой испытал настоящую эйфорию.
— Смотришь в талончик, где написано «Добро пожаловать в Россию», и наступает момент счастья. Дальше дело техники.
При этом сегодня, признается Игорь Икшаков, он уже планирует новое мотопутешествие. Куда — пока не рассказывает. Но обо всем обязательно напишет в своих соцсетях. Зачем ему это нужно? Владимирец просто делится опытом, чтобы кто-то прочитал и понял: преград даже для дальнего путешествия нет. Надо просто взять и поехать!
Фото из личного архива Игоря Икшакова
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк!
Подписывайтесь на telegram-канал «Ключ-Медиа» – интернет-журнала о жизни во Владимире без политики и происшествий.