Найти тему
У бабушки-забавушки

Где растет Древо жизни

Велико ли дело – детская игрушка? Нам кажется, что только ради забавы игрушки делают, только наши предки думали по-другому. Неважно, из чего игрушку делали: из тряпочек, соломы, глины – играли они роль оберега. Одни задабривали духов – охранителей человека, чтобы ничего худого не случилось, другие от злых духов спасали, третьи скот и посевы оберегали. В каждой семье были свои игрушки.

Глиняные изделия вообще сакральный смысл несли: брал человек глину (стихия земли), в воде ее замачивал, лепил, на воздухе сушил, в огне обжигал – все четыре стихии были задействованы.

В тех местах, где этот чудо-материал добыть можно было, гончарное мастерство хорошо развивалось. А вот в Хлуднево Калужской губернии глиняный промысел, рассказывают, случайно возник. Был, говорят, помещик, любящий в карты поиграть. Как-то повезло ему, выиграл несколько крестьянских семей, в гончарном деле смыслящих. Обнаружили они, что земля у их деревни глиной богата, так и начали из той глины плошки да горшки лепить.

Пока мужчины крупные гончарные изделия изготавливали, женщины лепили игрушки: свистульки, громатушки, гудушки да фигурки разные. Уже в 7-8 лет девочки включались вместе с мамами и бабушками в работу, но занимались игрушками, в основном, зимой, когда не были заняты сельскохозяйственными работами.

Хлудневская игрушка забавная, ни на одну другую глиняную игрушку не похожая. Сделана она грубовато, не то что разукрашенная дымковская, но зато вылеплена с фантазией да затеями.

-2

Перво-наперво лепили свистульки или свисточки. Свистом люди злых духов отгоняли, а на базаре свистульки были товаром ходовым, их могли не только продать, но и продукты обменять: «за свисток два яйца». Свистульки чаще всего имели голову птицы, но и животные часто встречались: козы, коровки, белочки, кошки, собачки, олени.

А еще гудухи делали, тоже, по сути, свистульки, только с глухим тембром. Они были размером больше, а по форме лодочку напоминали, на конце с головой птички или зверька какого-нибудь, обращенной к лицу гудящего.

-3

Была у хлудневских мастериц своя технология лепки гудух и свистулек. Сначала лепили по типу пельменя основу с полой внутренней частью и куржупку, то есть сам свисток. Это наиболее сложная часть работы, в которой нужно было правильно проколоть специально заточенной палочкой отверстия для свистка, потом уже примазывали кусочки глины, намечая форму, будь то птичка или кот, или коровка. Завершали лепку характерными деталями – рожками, клювом, ушками, палочкой намечали глаза и рот.

Хлудневская глина серая, темная, но в процессе обжига становилась бело-розовой, иногда желтоватой. После этого игрушку незамысловато расписывали, чаще всего полосками, волнистой линией и точками. Каждый цвет свою символику имел.

-4

Кроме свистулек лепили хлудневские мастерицы громатухи или греметухи – игрушки-погремушки в виде бабы, а позднее – барыни. Сначала лепили конус, вовнутрь закладывали шарики глины, снизу примазывали донышко, его прокалывали в нескольких местах, чтобы при обжиге игрушку не разорвало. К конусу добавляли детали. Вот тут уж фантазия мастериц не знала границ. Баб-громатух не только наряжали в платья с оборками и кокошники, но и в руки им помещали все, что может народиться: младенцев, птичек, даже «медведков». Так баба-громатуха несла в себе символику плодородия:

«Как земля умножает зерно, так женщина множит род человеческий».
-5

Громотухи делались не только в виде баб, но также и в виде животных с детенышами. А еще в хлудневских игрушках часто присутствовал особый персонаж – Рогаль. Это мифическое существо, возможно с теми же задачами, что и у домового, – охранять дом и помогать в домашних делах. Конкретно уже никто из мастеров не помнит, кто такой Рогаль, однако образ его присутствует в хлудневской игрушке с самых истоков. Обычно баба его держит на руках, как ребенка, или сам Рогаль держит какую-нибудь птичку или домашнее животное.

Изображение с сайта https://dmkaluga.ru
Изображение с сайта https://dmkaluga.ru

Самый необычный и символичный сюжет хлудневской игрушки – Древо жизни, более нигде среди глиняных игрушек не встречающееся. В Древе жизни заложены представления человека о дереве, положившем начало миру и миропорядку.

Дерево - это и жилище, и храм, и питание для человека, а также пристанище для многочисленных живых существ. Наши предки верили, что дерево было столь могущественно и наделено природной силой, что могло вызвать дождь или призвать солнце, помочь вырастить хороший урожай или сберечь стадо. Именно поэтому хлудневское Древо жизни населено людьми, животными, птицами. Есть в нем место для птичьих гнезд, белочек и для медведя с колодой меда.

-7

Однажды я тоже приобщилась к лепке хлудневской игрушки. Подруга познакомила меня с калужским мастером Александром Лондаревым. Сам он дальневосточник, но большую часть своей жизни занимался возрождением народного промысла и стал первым в Калуге народным мастером России по глиняной игрушке.

Радует, что хлудневская игрушка не умирает с уходом потомственных мастеров, что молодые люди с удовольствием постигают премудрости старинного ремесла, кроме того хлудневская игрушка стала брендом Калужской области и теперь о ней знают не только в России.

Леса
8465 интересуются