Найти тему
Hansa

Не так страшен чёрт, как его малюют. Душонка то у фрицев трусливая. История летчика-аса Александра Клубова, дважды Героя СССР

Знаете ли вы, кого немецкие пилоты боялись больше всего во время войны? Летчики-гвардейцы. Военные вермахта боялись этих опытных советских пилотов как огня. Благодаря их отличной подготовке и личным качествам советские военно-воздушные силы в конечном итоге достигли поворотного момента, который стал самым важным в ходе военных операций. На протяжении всей Великой Отечественной войны гвардейские летчики не только выполняли поставленные задачи, но и разрабатывали теорию воздушного боя. Победы советских войск и поражения, а также опыт противника легли в основу этой теории.

Однако сегодня мы не будем говорить о военных летчиках вообще, а взглянем на судьбу одного-единственного героя - летчика-истребителя Александра Федоровича Клубов. Этот советский ас-истребитель был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

-2

В 1918 году будущий летчик родился в небольшом поселке под Волгоградом. Его семья была бедной. Отец Александра служил на крейсере "Аврора" и был участником Октябрьской революции. Старший брат Александра был убит во время кулацкого восстания через три года после рождения его сына. Александр окончил деревенскую школу и уехал в Ленинград, чтобы устроиться на работу и помогать семье. В большом городе Клубов выучился на заводского рабочего и полюбил авиацию. Он записался в аэроклуб, где личные расходы были ограничены. Александр отправлял большую часть своего заработка домой.

Когда началась война, Клубов ушел на фронт. Красноармейцы оценили отзывы аэроклуба и отправили молодого добровольца в Военную авиационную академию. После завершения образования Клубов был направлен служить в истребительный авиационный полк. Его первое место дислокации было на Северном Кавказе.

После развертывания Клубов оказался на Северном Кавказе, где полк, в составе которого он служил, был оснащен устаревшей техникой. Причина была проста - никто не мог представить, что бои дойдут до этих мест. Даже после перевооружения в 1940 году Северо-Кавказский полк остался позади.

Боевое крещение Клубова произошло в конце июля 1941 года. В его распоряжении был старый И-15, но состояние самолета не повлияло на работу пилота. Клубов сбил вражеский самолет. Ему не пришлось долго ждать следующих боев и он смог сбить еще три немецких самолета. Однако один из боев дался молодому пилоту не так просто. Клубов был сбит, но он смог вовремя выпрыгнуть из своего горящего истребителя с парашютом. Александр получил ожоги тела и лица.

Германия прилагала все усилия, чтобы захватить ресурсную базу СССР. Стало ясно, что серьезных сражений на Курской дуге избежать не удастся, что дало повод командованию разработать тактику ведения боя и обороны, а также обратить внимание на оснащение армии на центральном участке фронта.

Высококачественная техника и сильный персонал были переведены в основную секцию. Изменение состава повлияло на Александра Клубов. Пилоту посчастливилось служить под началом Александра Покрышкина. Он обучал солдат сложным фигурам высшего пилотажа, маневрам и тактике. Клубов стал одним из пилотов, участвовавших в сражении на Курской дуге. За время войны он сбил десять немецких самолетов. Клубов был замечен во время Ясско-Кишиневской операции, когда ему удавалось каждый раз в неравном бою сбивать по девять вражеских самолетов. Противник имел явное численное преимущество.

Командир Покрышкин поручился за талантливого пилота, и Александр был награжден медалью "Золотая звезда". Клубову также было присвоено звание Героя Советского Союза.

Его товарищи отзывались об Александре как о смелом и решительном человеке. Он совершал продуманные ходы и вел борьбу в каждом сражении, рассматривая возможные сценарии развития событий. Одной из сильных сторон Клубова было видеть своих товарищей даже во время самого напряженного боя и вовремя отдавать команды. Находчивость Клубова часто помогала ему и всей команде.

На земле он оставался спокойным и даже несколько медлительным. Но в небе он был совершенно другим человеком - он был инициативным и решительным военным летчиком, который был готов перехватить инициативу и вступить в бой. Александр Клубов часто шел на риск, к которому другие пилоты были не готовы.

За всю свою службу Александр Федорович сбил более тридцати немецких самолетов. Он выполнил 242 боевых вылета на Северном Кавказе. Летчика часто отправляли на штурмовые задания.

В 1944 году Клубов погиб, не получив известия о победе. Однако это произошло не во время боя, а во время испытания новой техники. Трагедия развернулась во время учений. В 1944 году полк был оснащен новыми самолетами Ла-7. От Клубова требовалось испытать машину в действии. Судьба сложилась так, что именно у этого самолета возникла техническая неисправность. Во время посадки отказали тормозные щитки. Правое колесо попало в пробоину, и самолет перевернулся на большой скорости.

Пилот погиб в возрасте 26 лет. Александр Клубов был награжден своей второй золотой звездой Героя Советского Союза посмертно. После каждого боя Александр анализировал свои успехи и неудачи, делая записи в своем дневнике. На одной из страниц он написал: немцев было больше, но на нашей стороне были мастерство и упорство наших пилотов. Какое качество, по вашему мнению, отличает бойца-аса?