Знал ли ты, что в музыке, подобно человеческому организму, существует пульс? Нам необходимо научиться ощущать эту ровную и часто почти бесшумную пульсацию, чтобы играть или петь с ритмической точностью!
Хотя пульсационные удары имеют одинаковую регулярность, их сила может варьироваться - некоторые более сильные, а другие менее сильные. Такие удары пульса принято называть долями - сильной и слабой. Каждая сильная доля, будто выделяется, звучит громче, чем остальные.
Доли можно сравнить с ударными и безударными слогами в нашей речи. Давайте рассмотрим строку из народной песни "Два веселых гуся" и убедимся, что в каждом слове ударение падает на определенный слог: "жИли у бабУси два весЁлых гУся".
Ударные слоги в музыке называются сильными, так как они выделяются и на них падает ударение. Безударные слоги, с другой стороны, представляют собой слабые доли, то есть те, на которые не падает ударение.
Давайте рассмотрим ноты этой песенки! Сильные доли отмечены красным цветом, слабые – зеленым цветом.
Сильные и слабые доли в музыке постоянно чередуются. В каждом такте первая нота играет роль сильной доли, от нее начинается отсчет в такте. В то же время, остальные доли такта являются слабыми.
Чередование сильных и слабых долей (ударов) называется метром.
У нашей песенки двухдольный метр, так как в ней чередуются две доли: одна сильная и одна слабая. Марши часто написаны в двухдольном метре. Послушай аудио-пример, попробуй маршировать под музыку (марш из увертюры к опере "Вильгельм Телль")!
Но есть и другие случаи, например, метр с одной сильной и двумя слабыми долями. Этот метр называется трёхдольным. Именно в таком метре исполняются вальсы.
Вернемся к нашей народной песне и обсудим, как все эти аспекты отображаются в нотах! Участок от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом. В нашей песенке восемь тактов, каждый из которых отделен тактовой чертой. Тактовая черта пишется перед сильной долей, обозначая начало нового такта.
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Обратите внимание на две цифры, расположенные после скрипичного ключа в самом начале мелодии - это размер. Верхняя цифра указывает на количество долей в каждом такте, а нижняя цифра - на длительность каждой доли. Размер обычно записывается один раз в начале произведения и помещается сразу после ключа и других ключевых обозначений. Однако размер может быть изменен внутри произведения на новый, если требуется.
Попрактикуйтесь различать двухдольный и трёхдольный метр в данном упражнении: https://www.solfox.net/trenazheri/sredstva-muzikalnoy-virazitelnosti/metr-trenazher/