Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку? Достаточно одного, если лампочка готова меняться.
А если лампочка не готова? Можно танцевать перед ней сиртаки, петь серенады, поочерёдно угрожающе бить другие лампочки, но эффекта не будет - не готова. Психологи, слава Богу, работают только с теми, кто голосует ногами. Пришёл - исцеляйся, делай домашку (да-да, у психолога она тоже есть). Если клиент пришёл раз-другой-третий, он готов. Или он имитирует. В любом случае, как только проблема покажется не такой уж и важной, он не будет тревожить психолога. Выберет не прийти. Психолог работает только с готовыми лампочками.
С кем работает учитель? С лампочками, в которых скачет напряжение (сегодня 10 ватт, завтра 400, сегодня хочу, завтра не хочу). Чтобы поменять такую лампочку, надо бы присмотреться, понять, на какую мощность она вообще рассчитана. И даже если меняться не хочет, долг учителя - делать свою работу. Завтра будет новый день и после сто первой фразы лампочка вдруг захочет! А пока работаем с тем, что есть: выстраиваем границы, показываем важность, внимательно относимся к мощности.
В этом году я была куратором девятиклассницы, которая делала проект. Ну, как делала... Иногда на 400 ватт (за час перед очередной предзащитой, например), а иногда на 10, история обычная для каждого, кто когда-то писал большую работу и не "ел слона по частям", а давился, но засовывал хобот сразу за хвостом. Я надеялась, возмущалась, настаивала, уговаривала, вдохновляла, потом снова надеялась. Отрицание, торг, принятие - все стадии, в общем. А лампочка не менялась! По крайней мере, так казалось. За два дня до защиты ещё не был готов отчёт. Вспомнила своего научного руководителя, вспомнила ещё и ещё добрым словом, много раз мысленно попросила прощения за все самостоятельные научные изыскания поперёк дедлайнам. Раскаялась. Но карма уже работала.
Не всякий девятиклассник доживет до защиты продукта - мой дожил. Последний правки были внесены с криками "Аллилуйя!", проект был живым и получил высокие баллы. А главное - он ЗАКОНЧИЛСЯ! (На следующий год дайте три, люблю американские горки, что-то в этом "через тернии" есть).
Конечно, всем бы хотелось, чтобы ученики были немножечко из Средневековья: приходили за священными знаниями, были исполнительными, ловили каждое слово... Желательно ещё, чтобы это состояние длилось дольше одного дня, от начала до конца проекта. Часто так и бывает. Когда-то казалось, что это и есть учительство - кормить тех, кто голоден до знаний, до проектов, до жизни. Но в этом году стало ясно: учитель отличается от психолога. Вместе с учеником он иногда преодолевает сопротивление, мягко и настойчиво возвращается к одному и тому же вопросу, выдерживает непростые разговоры.
Психолог меняет только готовые лампочки.
Учитель меняет все!