Многие придворные красавицы с завистью смотрели на проходившую мимо очень юную девушку с бледным, словно бы прозрачным личиком. Многие хотели бы оказаться на её месте. Ещё бы – Софье Нарышкиной благоволил сам император! Более того, поговаривали, что она приходится государю внебрачной дочерью. Он стремился найти ей самого достойного жениха и, разумеется, приданое её могло быть поистине царским.
А сама Софья Дмитриевна, слабая и измученная, едва держалась на ногах. Она не видела восхищённых взглядов кавалеров, не замечала колких искорок в женских глазах. Сейчас ей хотелось только одного – скорее оказаться дома и просто уснуть. В тот момент никто не мог предположить, что скоро весь Петербург будет говорить только о юной Софье Нарышкиной. Что же ожидало девушку? И такой ли счастливой оказалась её судьба?
Дочь императора
Маленькая Софья появилась на свет в октябре 1805 года. Как поговаривали в свете, её отцом вполне мог быть император Александр I, фавориткой которого многие годы была мать девочки Мария Нарышкина. Супруг Марии Антоновны, Дмитрий Нарышкин, из шестерых детей, рождённых его женой в браке, признавал лишь дочь Марину.
Когда Софья Дмитриевна была ещё совсем маленькой, её мать решила поставить точку в отношениях с императором. Она тяготилась своим положением фаворитки и хотела больше времени уделять детям. Вместе с новорожденным сыном и Софьей женщина отправилась в Европу. Там, как предполагала Мария Антоновна, малышка Софья могла поправить своё здоровье – девочка с детства болела чахоткой.
Очаровательная Софья
Несмотря на то, что роман императора и Марии Нарышкиной пришёл к своему логическому завершению, Александр I продолжал поддерживать переписку с прежней фавориткой и всегда интересовался делами дочери. Когда же Софья повзрослела, то и вовсе стала любимицей государя.
«Такую красавицу нужно выдать замуж за самого лучшего кавалера!» - восхищённо говорил император, смущая девушку. Она действительно была очень хороша собой. И если её мать в юности славилась яркой совершенной красотой, то в облике самой Софьи мужчин очаровывала хрупкость и нежность. Граф Владимир Соллогуб писал:
«Тут я видел ещё сверкавшую красотою Марью Антоновну и ее миловидную дочь, семнадцатилетнюю Софью. Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».
Выбор жениха
Пока красота юной Софьи Дмитриевны расцветала на глазах, её покровитель, (а вероятно, по совместительству и отец) Александр I подыскивал девушке достойного жениха. Одним из первых кандидатов в женихи стал Дмитрий Шереметев. Молодой граф во всём был хорош, однако, как писали современники, «сумел уклониться от этой высочайшей чести». Как мне кажется, у Дмитрия уже имелась дама сердца, а потому связывать свою судьбу даже с внебрачной дочерью императора он не стремился.
Тем временем Александр Павлович продолжал искать пару для своей любимицы. Государь нередко бывал в гостях у графини Шуваловой, сыновьям которой благоволил. Я думаю, именно тогда, во время очередного визита, император решил, что младший из Шуваловых, Андрей, может стать хорошей партией для Софьи. Правда, в свете говорили, что, сделав предложение девушке, граф руководствовался исключительно соображениями собственной выгоды, но не чувствами. Александра Смирнова-Россет писала:
«Этот пройдоха (Андрей Шувалов) при императоре, чтобы сделать карьеру, просил руки Софьи Нарышкиной».
Трагедия Нарышкиных
Уже в 1823 году состоялось торжественное обручение молодых. Не за горами была свадьба, однако здоровье девушки на фоне всех пережитых волнений снова пошатнулось. Лейб-медики говорили, что состояние Софьи Дмитриевны ухудшается с каждым днём. Мария Нарышкина хотела всё же скорее устроить свадьбу, однако император заявил, что нужно дождаться выздоровления дочери.
Увы, Александр I так и не сумел увидеть свою любимицу, идущую под венец. Софья Дмитриевна умерла летом 1824 года. Ей было всего восемнадцать лет. Придворные воспоминали, что, получив известие о смерти Нарышкиной, император залился горькими слезами. Через некоторое время он отправил своей супруге записку: «Она умерла. Я наказан за все мои грехи».
Спустя пару дней после смерти девушки весь Петербург говорил лишь о ней. Те, что ещё вчера с недовольством посматривали на Софью, сожалели и горько вздыхали – такой участи уж точно не стоило завидовать. Для Александра I и его прежней фаворитки, матери Софьи, смерть дочери стала потрясением, от которого уже нельзя было оправиться. Нежную красавицу, которую он по-отечески любил, Александр Павлович пережил всего на полтора года, так и не сумев смириться со столь тяжёлой утратой.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))