Найти в Дзене
Жизненные истории

Когда учителя – враги. Испытания для выпускника из простой семьи

Мои проблемы с учебой в одиннадцатом классе были и субъективными. и объективными. В основном, они были связаны с предвзятым отношением учителей, о чем я уже рассказывал. Но по информатике я объективно был не готов получать хорошие оценки. Дело в том, что у нас в казахстанской школе информатика заключалась в изучении офисных программ, а затем мы начали осваивать фотошоп. Здесь же уроки информатики всегда шли парой, и на каждой из таких пар учитель давал индивидуальные задания по написанию программ на языке Basic.

Возможно, если бы у меня не было проблем с другими более важными предметами, я смог бы самостоятельно освоить азы и влиться в общий учебный процесс. Но эти проблемы у меня были, поэтому на информатику времени особо не было. А сам учитель тоже не горел желанием заниматься со мной сверхурочно, хотя я и просил мне помочь. В итоге у меня по информатике сначала шли сплошные двойки, а потом я вообще перестал ходить на нее. Вместо уроков информатики садился на трамвай или троллейбус и катался в разные районы Томска, изучая новый для себя город.

При этом я все еще надеялся каким-то чудом получить аттестат без троек. Это было очень важно для меня. Наш преподаватель по прозвищу «крокодил Гена» и так пожалел меня, поставив тройку за год. Я же подошел к нему и спросил:

– Геннадий Петрович, как я могу получить четыре за год?

– Ты хочешь четверку? – с удивлением ответил учитель вопросом на вопрос.

– Да, мне нужен аттестат без троек.

– Если выучишь наизусть весь учебник, я поставлю тебе четыре, – ответил Геннадий Петрович после небольшой паузы.

Я не буду утверждать, что выучил наизусть весь учебник. Но то, что выучил очень много, могу сказать наверняка. Ведь я пришел к Геннадию Петровичу и сказал, что готов рассказать ему все, что выучил. На мое удивление, тот даже не стал ничего спрашивать. Он просто сказал:

– Хорошо, поставлю я тебе четыре. Не думал, что ты вообще будешь пытаться что-то учить.

Были у меня проблемы и с химией, причем неожиданные. Я получал только четверки и пятерки и все гадал, что же в итоге будет за год. А потом после подработок на выборах в марте слег с простудой на неделю, выбыв из учебного процесса. Когда снова начал ходить в школу, преподаватель химии подозвала меня к себе после урока:

– Вот не знаю, что ставить тебе за четверть.

– А что получается? – спросил я, думая о «качелях» между пятеркой и четверкой.

– Тройка получается.

– Это как? – спросил я с большим удивлением в голосе.

– смотри, у тебя на прошлой неделе было два пропуска, ставлю вместо них двойки и получается тройка за четверть.

– Так я же болел, у меня и справка есть.

– Но этот материал ты мне не сдал.

– Я готов сдать, хоть сейчас, я же дома сам смотрел эти темы.

– В этом нет смысла. Все равно я думаю, что тебе надо ставить три за год.

– Но почему, у меня же четверки и пятерки?

– Мне кажется, что ты знаешь только на тройку.

– И что мне надо сделать, чтобы получить более высокую оценку?

– Могу предложить написать контрольную по всему курсу химии.

– Хорошо, я согласен.

Как говорится, пришла беда, откуда не ждали. Пришлось еще и химию активно штудировать, чтобы получить в аттестат не тройку. Контрольную эту я писал после уроков. Причем я был далеко не один такой «счастливчик». То есть наша учительница решила многих учеников вот так вот «взбодрить», чтобы жизнь сладкой не казалась. Контрольную я написал безошибочно, получив за нее пятерку. И тогда лада Владимировна поставила мне четверку за год. Где тут логика, я до сих пор понять не могу.

С годовой оценкой по физике все оказалось очень просто, я даже удивился. Учительница держала меня, как и всех других в классе, на тройках и четверках. Но она узнала, что я единственный из нашей школы написал вступительный экзамен по физике в вузе на максимум, получив 50 баллов из 50. Писал я его в конце апреля и действительно все смог сделать правильно. Тогда Галина Владимировна даже впервые похвалила меня перед всем классом и сказала, что я честно заслужил свою четверку в аттестат.

В 2000-м году выпускники сдавали два обязательных письменных экзамена – русский и математику. Плюс было три экзамена на выбор. Я выбрал физкультуру, ОБЖ и устную математику. Все-таки хотелось получить пятерку по ней, так как оценки учитель мне в течение года все время занижала. Физкультуру сдал без проблем на пятерку, а на экзамене по ОБЖ вообще поразил всех экзаменаторов. Надо было написать реферат по выданной теме и потом защитить его перед комиссией из трех человек – наш преподаватель по ОБЖ, директор нашей школы и сторонний специалист уже не помню откуда.

Тема у меня была про самоопределение школьников в процессе обучения. Точно ее уже сформулировать не смогу. Но факт в том, что я написал весь реферат полностью на своих мыслях. И у меня их было много, то есть работа получилась довольно объемной. На экзамене больше всех вопросы задавал директор нашей школы. Я без проблем отвечал на все вопросы по содержанию. А как еще могло быть, если я все это взял из своей головы? В конце директор сказал:

– Все хорошо, но ты забыл в конце реферата привести список литературы, которую использовал.

– Но я ничего не использовал.

– Как это не использовал? Как же ты тогда реферат написал?

– Я написал то, что сам думаю по этой теме.

На лицах всех троих экзаменаторов было большое удивление, и они даже не знали, что еще добавить.

– Хорошо, ставим тебе пятерку. Ты первый на моей памяти, кто реферат на такую серьезную тему написал полностью сам. А я в школе больше 30 лет работаю, – Сказал директор.

Самым последним был устный экзамен по математике. Учитель сказала всему классу, что можно готовить первые десять билетов из 25. Она потом подскажет, откуда тянуть билет. Я на всякий случай подготовил 20 из 25 билетов. Хотел все 25, но слишком уж было много проблем с другими предметами, в первую очередь с информатикой, весь учебник которой я учил наизусть.

Когда начался экзамен, наша учитель вышла в коридор и сказала всем, что первые десять билетов лежат в двух ближних к окну рядах. Она сама вызывала учеников по порядку. Все заходили, тянули билет, спокойно рассказывали и получали пятерки или четверки. Никаких проблем не было. Меня пригласили на экзамен последним. Я зашел, вытянул билет... и это бил 23-й номер, то есть тот, который я не учил. Как потом выяснилось, учительница перед моим приходом решила поменять расположение билетов на парте.

Конечно, я что-то знал и совсем не сдавался. Но сдавать экзамен «с позиции силы» уже не мог. Была надежда, что хотя бы за четверку зацеплюсь, но нет. И надо было видеть победный взгляд Светланы Куприяновны, когда мне за устный экзамен по математике поставили тройку. Математика в итоге была под вопросом. Годовая оценка у меня была – четверка. За обязательный письменный экзамен я получил тоже четверку, а за устный тройку. И я всерьез боялся, что мне поставят тройку в аттестат. Когда я приехал домой и рассказал родителям, что получил "три" за экзамен по математике, моя мама «вспыхнула»:

– Как ты мог получить тройку?! Это что же, теперь и в аттестате будет тройка?

– Я не знаю.

– Учиться хорошо одиннадцать лет, чтобы потом так все бездарно испортить!

– Я тебе говорил, что в школе могут быть проблемы с оценками. Учителя там не очень-то были ко мне расположены.

– Это все отговорки. Не знаю, как ты это сделаешь, но чтобы в аттестате троек у тебя не было!

- Вот сейчас пойду и все четверки на тройки исправлю специально для тебя, – начал злиться я.

В итоге мы с мамой разругались, и она со мной потом не разговаривала больше месяца. Намного проще обидеться на своего сына, чем попытаться вступиться за него. У папы просто не было времени, а мама, зная о всех притеснениях со стороны учителей, ни разу не попыталась хоть что-то сделать, чтобы мне помочь.

Через несколько дней я поехал в школу за аттестатом. Пришел за ним в приемную при кабинете директора, где меня встретила его секретарь:

– Ты по какому вопросу?

– Я за аттестатом.

– Какая у тебя фамилия?

– А у вас много аттестатов для выпускников? Насколько я знаю, только меня на торжественном вручении и не было.

– Ты прав. Виталий Галущак?

Как раз во время этого вопроса в помещение вошел директор школы. Увидев меня, он подошел и поздоровался со мной за руку. После чего обратился к секретарю:

– Это Виталий Галущак, один из лучших выпускников нашей школы. Таких людей надо знать!

Конечно, это было сказано больше в шутку. Но мне было так приятно, что хоть кто-то в школе оценил мой ум по достоинств! Я сразу посмотрел в аттестат и увидел, что по математике стоит четверка. Директор заметил мою реакцию и добавил:

– Были люди, которые хотели тебе поставить «три» по математике, но я не позволил им это сделать.

Как я позже узнал, в следующем году в этой школе директора сменили. Думаю, что он не вписывался в «общую картину».