Найти тему
Shaman_genri

Зефирный тест

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным

Этот тест очень любят проводить в Штатах. Его часто используют для психодиагностики детей в начальных классах, считая его результаты весьма показательными для того, чтобы понять, готов ли ребенок учиться или нет. Эффективность теста доказана, а вот то, что именно он показывает все еще под вопросом.

Как придумали

На создание этого теста американского психолога Уолтера Мишеля натолкнула работа на острове Тринидад в Карибском море. Психолог столкнулся там с весьма жестким национальным разделением людей. Представители этнических групп старались обособиться от влияния других групп, полагая, что они сильно отличаются друг от друга. Эти различия наблюдали в первую очередь в самом образе жизни, который был свойственен этносам.

Африканцы, по мнению других этносов, отличались склонностью к безрассудству, нарушению законов, слабым самоконтролем, склонностью вести праздный образ жизни и много веселиться. Раз так, то эти особенности должны проявляться не только во взрослых, но и в детях.

37 вест-индских ребенка и 17 детей африканских народностей стали участниками этого эксперимента. Младшеклассникам предлагался выбор: получить монету достоинством один цент сейчас или десять центов через неделю. Результаты исследования действительно выявили значимые отличия, но не среди этносов, а среди социально-экономических групп.

Дети из бедных семей не привыкли к деньгам и не ждали от жизни ничего хорошего, поэтому предпочитали выбрать малую радость сейчас, а не десять центов через неделю. Та же тенденция обнаружилась и среди неполных семей. Дети с двумя родителями значительно чаще выбирали десять центов. Однако среди африканских детей было значительно больше бедных семей с одним родителем, именно поэтому их поведение отличалось от поведения детей других этносов.

Ход эксперимента

Участниками первой серии тестов стали тридцать два ребенка Стэнфордского детского садика Bing Nursery School. Трое детей из числа испытуемых схомячили приготовленное угощение еще до того, как в комнату вошел экспериментатор, поэтому результаты их серии тестов не зачли. Остались 29 детей в возрасте от 3.5 до 5.5 лет (по данным англоязычной Википедии детей было 50, а «выбросов» 6, но на результаты эксперимента эти цифры никак не влияют).

В комнате для теста стоял массивный стол с прозрачной перегородкой песередине. Ребенку предлагалось сесть на стул. Таким образом перед его глазами была вся поверхность большого стола. На расстоянии протянутой руки, но за перегородкой, лежало угощение (крендель, печенье Oreo, маршмеллоу и пр.). Чуть подальше лежало то же угощение, но в двойном размере – две зефирки, два печенья и пр. Ребенку давалась инструкция:

Можешь съесть одну зефирку сейчас, или две, но через пятнадцать минут.

В другом варианте серии тестов оба угощения были у экспериментатора и не были доступны глазу ребенка.

В третьем варианте ребенок мог видеть лишь угощение, которое можно съесть сейчас, а двойную награду он не видел.

В последней серии тестов ребенок не мог видеть угощение, которое можно съесть сейчас, но мог видеть отложенную награду.

По воспоминаниям исследователей дети прибегали к самым разным уловкам, чтобы заставить работать свою силу воли. Они активно использовали метод интериоризации (от внешнего к внутреннему): дети держали себя за руки, поднимали голову наверх, молились и ругались, чтобы заставить себя не брать зефирку раньше срока.

Результаты

Во всех группах наблюдалось примерно одинаковое распределение: две трети детей съедали угощение сразу, а треть учеников выбирала двойную награду. 

Это исследование показало значимую корреляцию между возрастом и способностью ждать отложенную награду, задействовать силу волю ради общей выгоды.

Что было дальше

В 1988-м году ученые из Германии заметили существенную корреляцию между прохождением зефирного теста и последующей успешностью ребенка. Последующие исследования, в том числе и те, которые провел автор теста Уолтер Мишель, доказали наличие взаимосвязи между этими показателями. Дети, которые успешно проходили зефирный тест, имели более высокий уровень интеллекта, были более успешны в школе, чаще получали высшее образование.

В 2011-м году те же ученые из Стэнфорда определили, что успешность прохождения теста зависит от развития префронтальной коры и вентрального стриатума в мозге. Дети с хорошо развитой лобной корой демонстрировали лучший самоконтроль и были более успешны в жизни.

В конце 2010-х годов в США и Германии были проведены серии тестов с ненадежными экспериментаторами, которые не всегда выполняли обещание дать двойную награду. Дети, попавшиеся на уловку, предпочитали больше не упускать свою сиюминутную награду и не ждать отложенного вознаграждения. Тесты показали, что результат теста во многом зависит от уровня доверия ко взрослым в целом и к экспериментатору в частности.

Опровержение

В конечном счете, все вернулось к результатам эксперимента в Тринидаде. Сила воли оказалась ни при чем. Американский психолог Тайлер Уоттс из Калифорнийского университета в 2018-м году провел исследование, в котором приняло участие несколько сотен детей из детских садов, в которых обучались дошкольники из самых разных слоев населения. Оказалось, что на результаты теста в первую очередь влияли вовсе не индивидуальные особенности ребенка, не развитая префронтальная кора или уровень интеллекта, не способность к самоконтролю, на результаты теста в первую очередь влияли внешние социокультурные факторы.

Дети из обеспеченных семей значительно чаще выбирали отложенное угощение, так как знали, что в случае чего, всегда смогут съесть эту сладость дома.

Дошкольники из неполных семей значительно чаще съедали сладость сразу, предпочитая не ждать мифического вознаграждения, которое может и не наступить.

Детсадовцы из семей, в которых хотя бы один родитель (в том числе и неполные семьи) закончил колледж намного чаще выбирали отложенное вознаграждение. 

Это исследование не опровергло вывода исследования 1988-го года о том, что дети, успешно прошедшие зефирный тест намного успешнее в своей взрослой жизни, однако, опровергло все объяснения этого эффекта, связанные с личными качествами детей.

Оказалось, что сила воли, самоконтроль или уровень интеллекта тут не имеют принципиального значения, а вот достаток и благополучие влияют очень сильно. Дети из бедных семей не ждали ничего хорошего от жизни, знали, что если сладости есть сейчас, то вовсе е обязательно, что они будут потом. Впоследствии они превращались в подростков, которые работали по 24 часа на низкооплачиваемой работе, но предпочитали спускать деньги в первый же день, зная, что завтра денег все равно не будет и нужно получить радость от них сейчас, а е пытаться скопить капитал. Впоследствии они превращались во взрослых, которые используют примерно такие же стратегии поведения.

Зефирный тест до сих пор является одним из очень популярных методов исследования в американских школах и детских садах. Конечно, родители обычно говорят детям, как надо поступить, заранее, поэтому поступление в школу от этого обычно мало зависит. Если тест проводится по правилам и без подготовки, то он, на мой взгляд, все же очень хорошо выявляет детей с психологическими проблемами, высоким уровнем тревожности и низким уровнем благополучия.