Фильм, который играет со зрителем…
Я впервые не указываю год в названии статьи, и для этого есть причина. Возможно, не все знают, но существует два фильма с этим названием: австрийский фильм 1997 года и американская адаптация 2007 года.
Внимание! Содержание статьи может показаться негуманным, аморальным или же оскорбительным. Автор ни в коем случае не призывает к насилию и не хочет никого обидеть. Высказанное мнение является допустимым в рамках сюжета данного фильма. Статья может содержать кадры с наличием крови или насилия.
Оба эти фильма сняты одним режиссёром (Михаэль Ханеке) и отличаются лишь происхождением, временем и актерским составом. Я хочу сосредоточиться именно на американской версии. Её я посмотрела первой, и именно она мне больше любима. Казалось бы, два идентичных фильма, но я всё равно выделяю один. Американскую адаптацию я посмотрела будучи подростком, и именно она произвела на меня невероятное впечатление. Я до сих пор помню то чувство дискомфорта, который вызывал этот фильм, и по сей день у меня стискиваются зубы при повторном просмотре.
По большей части в этом заслуга Майкла Питта, который сыграл Пола. Именно его персонажа хочется взять за горло и душить до тех пор, пока блеск не померкнет в его глазах. Возможно, я подсознательно ассоциирую внешность подобного плана со схожей манерой поведения персонажа, с типом личности, но это лишь предположение. Пола, а точнее Пауля, в австрийском фильме сыграл Арно Фриш. Временами кажется, что Арно слишком привлекателен для такого персонажа, но при этом Пауль способен вызвать больше доверия при знакомстве. Однако Пауль не производит такого сильного впечатления на меня, как Пол.
Очень сложно сказать что-либо об игре остальных актёров. Дело не в том, что актёрская игра ужасна, как раз наоборот. Она, без всяких сомнений, достойна внимания в обоих фильмах. При этом у меня хорошо отпечатался момент с побегом мальчика. Именно мальчику из американской адаптации я больше верю и сопереживаю. На этом моменте хочется провести черту со сравнениями, так как больше не вижу в них смысла.
Михаэль Ханеке – не только режиссёр, но и сценарист данного фильма. Однажды он сел писать эссе на тему насилия, и это переросло в написание сценария с достаточно избитой завязкой.
Семья приезжает отдохнуть в свой загородный дом. Вскоре после их приезда на пороге появляются двое молодых парней, которых вы определённо точно возненавидите. От психологического насилия всё перерастает в физическое. Молодые люди заключают пари, что никто из членов семьи не доживёт до утра.
Если вы не смотрели «Забавные игры» и синопсис не смог вас завлечь, то неудивительно. Несмотря на это, фильм поражает. Он не пытается напугать, удивить изобилием убийств и их изобретательностью. Всё достаточно приземлённо и натуралистично, что оказывает весьма мощный эффект. Здесь настолько неуютная атмосфера, и порой становится сложно следить за происходящим на экране. Фильм даёт то, что мы от него хотим, но возвращает жестокости её истинное лицо. Я понимаю тех людей, которые находят этот фильм ужасным.
В некоторых моментах фильм нагло ломает «четвёртую стену». Впервые я смотрела этот фильм вместе с подругой, и на тот момент мы испытали культурный шок, когда Пол повернулся и обратился к зрителю, то есть обратился к нам. Простите, если я кому-нибудь испортила сюрприз, но сейчас таким приёмом не удивить. Наверное, самым ярким примером можно считать фильм «Дэдпул», но насилие в нём направлено на то, чтобы развлечь зрителя. В фильме «Забавные игры», повторюсь, – нет. Здесь всё происходит так, что мы начинаем чувствовать себя соучастником.
Для меня вся прелесть фильма заключается в том, что мы практически ничего не знаем о персонажах. На месте этой семьи может быть любая другая, но это может повлиять только на количество жертв. Несмотря на это, мы всё равно переживаем за семью. Мы также ничего не знаем о мотивах парней, что может усиливать чувство страха. Нам, как и членам семьи, называют несколько версий, которые объясняют их действия, но все они ложные. Мы видим, что фильм может оказывать нужный эффект без всяких подробностей. Подобные картины научили меня не сосредотачивать своё внимание глубине персонажей.
Помимо этого, в фильме отсутствует какое-либо музыкальное сопровождение, что усиливает эффект и добавляет ещё больше реализма.
Самого Пола можно назвать воплощением режиссёра, который угождает зрителю. По большей части именно Пол влияет на развитие сюжета, и он оборачивает всё так, чтобы зритель был доволен. Персонаж Наоми Уоттс открыто заявляет, что не хочет принимать участие в играх, но вынуждена из-за присутствия «режиссёра» и нашего участия. Пол заключает с семьёй пари против их воли в угоду зрителю. Он знает, на чьей мы стороне. Как только появляется шанс на спасение, то он всё переигрывает, так как зритель хочет зрелищ.
«Забавные игры» представляют собой игру не только с членами семьи, но и с нами. Большинство из нас, я в том числе, настолько избалованы слэшерами, что начали забывать его истинную природу насилия. В слэшерах оно представляет собой некую буффонаду, в которой мы делаем ставки на следующую жертву. Ханеке использует это и называет свои игры забавными, что противоречит содержанию. Какой именно фильм смотреть и стоит ли это вообще делать, решайте сами. Могу лишь сказать, что австрийская версия более любима публикой, а моё мнение вы уже знаете.