Человечество начало мечтать о роботах еще в далекой древности. Людям всегда хотелось обзавестись механическими устройствами, способными работать вместо человека.
У древнегреческого писателя Лукиана можно найти легенду о том, как египетский изобретатель Панкрат сделал механического человека, который носил воду, готовил пищу и ходил в лавку за покупками. А само слово «робот» придумал чешский писатель Карел Чапек.
В 1920 году он опубликовал пьесу «R.U.R.» - сокращение от чешского «Rossumovi univerzálni roboti» (Россумские универсальные роботы).
Термин «робот» Чапек изобрел от чешского слово «робота», что означало тяжелую работу, каторгу. Это было одно из первых научно-фантастических произведений о будущей роботизации – о том, как люди научатся делать роботов-андроидов, и они заменят человека в разных производствах.
На эту тему любили рассуждать в СССР, где в 1930 году журнал «Генеральный план радиофикации», например, писал:
«Западноевропейские ученые конструируют различные приборы для телемеханики, и придают им форму человека, называя «роботами» – работниками. Буржуазия, теряя беспредельную власть над массой трудящихся, видя приближающуюся победу пролетариата, стала мечтать о механических людях, беспрекословно ей повинующихся».
Впрочем, были сторонники и другой теории – что люди будущего обойдутся без помощи роботов, потому что со временем у них самих разовьются сверхъестественные способности и они сами по своим возможностям станут не хуже роботов.
Так, например, предсказывал Шарль Фурье, знаменитый французский философ XIX века, теоретик утопического социализма - тот самый, который придумал фаланстеры, замки-общежития, в которых будут жить люди будущего. Так вот Фурье считал, что через несколько веков у каждого человека появится третья рука:
"Эта рука, плод гармонии, будет настоящим, растущим из копчика хвостом необычайной длины с 144 позвонками. Она будет подниматься и доставать до плеча..."
Но другие утописты больше писали все-таки о механических руках, о роботах - и эта тема находила все новые воплощения. В частности, Европу потряс еще немой фильм немецкого режиссера Фрица Ланга «Метрополис».
Эта научно-фантастическая антиутопия считается одним из величайших немых фильмов в истории. Огромный город будущего Метрополис разделен на две части – верхний уровень , где живет элита, и нижний промышленный уровень, где под землей трудятся рабочие и роботы.
Отношения между верхним и нижним уровнями обостряются, и в какой-то момент вспыхивает бунт. Рабочие начинают уничтожать роботы и другие механизмы. Охранники в панике докладывает наверх по видеотелефону:
«Рабочие в восторге наблюдают за тем, как Генератор и другие машины разрушаются от перегрузки!»
Подобные вещи происходили не только в фантастических фильмах и романах, но и в реальной жизни. В разных странах рабочие устраивали беспорядки и ломали машины, потому что опасались, что их начнут заменять машинами, и они окажутся на улице.
Наиболее известны луддиты — участники стихийных протестов в Англии в первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе того что получило название промышленной революции. Свое название движение получило от имени предводителя - рабочего Неда Лудда. Расказывали, что он лично уничтожил несколько станков.
Луддиты устраивали погромы на фабриках, уничтожали машины и оборудование. Движение быстро распространилось по всей Англии, пока правительство его жестко не подавило.
В последнее время популярны стали понятия «неолуддизм» и «неолуддиты». Их стали применяться к людям, которые борются с роботизацией и другими достижениями инновационных технологий. В соцсетях постят их лозунги типа:
«Долой уродливые консервные банки с мозгами».
И вот сейчас примерно такие же неолуддистские опасения можно увидеть в инициативе сенатора Елены Афанасьевой, о которой я уже рассказывал в первой публикации о роботах. Ведь она предлагает ввести налог на использование роботов, исходя из того же самого предположения, что внедрение роботов в различных производствах будет сопровождаться сокращениями среди сотрудников этих производств.
Афанасьева призывает обложить налогом организации, которые заменяют труд людей роботами и искусственным интеллектом. По логике сенатора, руководители таких структур получают возможность сэкономить на зарплатах сотрудникам – и вот эти сэкономленные средства можно у них изымать.