Национальная библиотека поменяла заставку своего Wi-Fi. Теперь на экране всплывает фреска Пера Крога. С кусочком радуги в нижнем левом углу. Когда я первый раз увидела эту заставку, у меня даже возникла мысль, что радугу пририсовал техперсонал. Но я ошиблась. Радуга на фреске есть.
Отец Пера, Кристиан Крог, был тоже художником. Мать звали Уда Крог, и была она дочерью адвоката Лассона и Александры фон Мюнте Моргенстьерне, которая родилась в Петербурге в 1838. Матерью Александры была княгиня Анастасия Сергеевна Салтыкова, фрейлина Екатерины Великой. Отцом фрейлины и прабабушки автора нашей фрески был граф Сергей Васильевич Салтыков, красавец и посланник при многих европейских дворах, в конце жизни исчезнувший из документов во время Французской ревилюции 1799 года.
В норвежской википедии написано, что, по слухам, граф Сергей Васильевич Салтыков был на самом деле отцом императора Павла Первого. Русская википедия этого не подтверждает. Там говорится, что граф Салтыков Сергей Васильевич был камергером великого князя Петра Фёдоровича и душой малого двора, а также самым близким человеком как императору Петру III так и императрице Екатерине II. Император Павел родился 20 сентября 1754 года в Петербурге. Граф Салтыков Сергей Васильевич провел весь 1753 год в Москве. В феврале 1753 он вернулся в Петербург и был при дворе до 7 октября 1754, когда его послали в Швецию сообщить о рождении наследника у императорской четы.
Вот такая неслабая родословная у Пера Крога, родившегося в норвежском Вестфолде в 1889 и в восьмилетнем возрасте переехавшего с родителями в Париж, где его русский предок провел большую часть своей дипломатической жизни. В Париже Пер Крог жил до 1930-х годов, когда город Осло ему сделал несколько монументальных заказов. Фреска «Рагнарок», которая теперь появляется на экранах всех компьютеров, подключающихся к библиотечному Wi-Fi, написана им в 1933.
Рагнарок - гибель богов, конец света. Мир асов и мир людей до рагнарока соединял мост, который назывался bifrost (>bi-vrost) - дрожащий мост. Один его конец был закреплен на горе в стране асов, другой находился в подвешенном состоянии в мире людей. Асы могли по нему пройти в мир людей, но люди не могли им воспользоваться. По некоторым представлениям, довольно распространенным, этот мост отождествлялся с радугой. По другим - с северным сиянием. Пер Крог скорее всего изобразил обломок радуги на своей фреске в качестве сломанного моста в результате взаимоуничтожения асов - небожителей.
В наши дни радуга стала символом совсем другого, что так неожиданно привело меня в Россию 18-го века - «времен очаковских и покоренья Крыма».