Недавно я писала статью о культовом польском кресле Stefan, которое продавалось в том числе и в Икее. Сегодня же хочу продолжить тему о заимствовании Икеей моделей и дизайнов, только в этот раз история будет не такой уж простой. А речь пойдёт об одном из самых популярных и недорогих табуретов в Икее Frosta из берёзовой фанеры и культовом табурете финского дизайнера и архитектора Алвара Аалто. Что их связывает? Это плагиат, копия или покупка модели?
Если присмотреться, то у оригинальной модели под названием Stool 60 три Г-образные ноги, а у икеевского табурета – четыре. В остальном они практически не различаются. Давайте разбираться, как так вышло.
Алвар Аалто и его подход к архитектуре и дизайну мебели
Алвар Аалто – финский архитектор и дизайнер, прославившийся работами в стиле модернизм. Он начал свою работу в 1920-х годах в духе нордического классицизма, но ко второй половине десятилетия переключился на следование принципам функционализма.
Про мебель Аалто писал:
«Моя мебель редко, если вообще когда-либо, возникает в результате профессионального дизайна. Почти всё без исключения я проектировал совместно с архитектурными проектами, представляющими собой смесь общественных зданий, аристократических резиденций и хижин рабочих. Создавать мебель таким образом – большое удовольствие».
Таким образом, он создавал не только экстерьер зданий, но и интерьер, делал из них единую экосистему. Такой системный подход вообще характерен скандинавам и явно прослеживается в философии Икеи.
Аалто считал, что основной проблемой в дизайне мебели является соединительный элемент между вертикальными и горизонтальными деталями. Он даже считал ножку стула младшей сестрой архитектурной колонны, потому как она обеспечивает связь с горизонтальным уровнем, поэтому особое внимание уделял стилистике этого элемента.
Эта стилистика, действительно, прослеживалась не только в его дизайнерских, но и архитектурных работах:
История табурета Stool 60
В 1924 году Алвар Аалто женился на своей главной соратнице Айно Марсио, а в том же году они реализовали прорывные проекты — здание Рабочего объединения в Ювяскюля и штаб шюцкора в Сейняйоки, заказанные противоборствующими политическими силами. Их брак стал симбиозом характеров: прагматичная Айно смягчала импульсивность Алвара, а её влияние стало ключом к гармонии в их работах. Аалто не скрывал, что успех проектов и выставок был заслугой обоих, хотя Айно избегала публичности, оставляя мужу роль «лица» фирмы.
Смерть Айно в 1950-х, на пике славы Алвара, стала для него ударом, но через три года он нашел опору в новой спутнице — архитекторе Элиссе Мякиниеми. Этот союз, как и предыдущий, доказал: за гением Аалто всегда стояли сильные женщины, которые дарили ему вдохновение, формировавшее эстетику финского модернизма.
Но вернёмся же в 30-е годы. Самым важным из зданий в стиле функционализма, спроектированных Аалто, считается санаторий Паймио (1929-1933). Как свободная мебель, так и встроенная в санатории были созданы по чертежам Айно и Алвара Аалто.
Табурет на фото ниже был придуман Айно Аалто и предназначался для использования в приемном покое санатория. Сиденье табурета круглое и изготовлено из фанеры, а ножки - из гнутой трубчатой стали. Данный табурет вполне можно считать праобразом будущей легендарной модели.
Следующим крупным проектом том же 1933 году стала городская библиотека в Выборге, который ещё входил в состав Финляндии. Тогда же и появился на свет табурет с Г-образной ножкой, ставший частью дизайна этой библиотеки.
Табурет Stool 60 стал инновацией благодаря дизайну Г-образной ножки. Архитектор говорил, что придумал форму ножек, смотря на свои лыжи. Он запатентовал эту форму и технологию изготовления гнутой берёзовой древесины, и табрует запустили в массовое производство.
Изначально Stool 60 имел 3 ножки, но позднее появилась и модель E60 уже с 4-мя ножками, максимально приближенная к тому дизайну, который мы могли наблюдать в Икее.
Данные табуреты также удобно было хранить, поставив один на другой. При этом их ножки образуют интересную спиралевидную форму. Дизайн во всём!
В 1935 году Алвар Аалто с мебельным производством Otto Korhonen основал мебельную фабрику Artek, где данная модель табурета производится и продаётся по сей день.
А что IKEA и её табурет FROSTA?
А вот в Икею очень похожий табурет вошёл уже под другим названием – FROSTA, в отличие от того же кресла Stefan, о котором я говорила в предыдущей статье. Т.е. это не было вхождением в каталог оригинальной модели.
Информация на современной упаковке также подтверждает, что дизайн Фросты они приписывают себе. Ну, и знатоки действительно поймут отличие по толщине сидения, например. Или тому, что дизайнер IKEA Гиллис Лундгрен вписал в изобретение Аалто ножки из многослойной березовой фанеры.
Поэтому оригинальная современная модель Stool 60 стоила в 20 раз дороже, чем Frosta, когда Икеа её ещё выпускала. И тут надо быть очень тонким ценителем дизайна, чтобы выбрать в сторону оригинала.
А вы бы что выбрали?
Если было интересно, не скупитесь поставить статье лайк!
Больше полезностей для реставрации и ремонта своими руками, а также историй о винтажных вещах – в моём блоге. Подписывайтесь!
А если вы хотите помочь развитию блога любой посильной суммой, сделать это можно по ССЫЛКЕ.