Помимо производителей товаров и услуг в современной экономической модели есть контрольно-надзорные органы, которые отслеживают работу по установленным законами правилам и ограничениям и проводят проверки. Но есть еще один институт – это объединения, которые выполняют часть задач, отчасти схожих с задачами контрольно-надзорных органов, и в то же время стоят на стороне защиты прав производителей и соблюдения интересов потребителей. Это саморегулируемые организации (СРО) - объединения производителей, организаций какого-либо значимого сектора экономики.
Создания СРО
Организации определенных сфер либо отрасль в целом становятся значимыми для экономики, оказывают влияние на ее развитие и в то же время результаты их работы и продукты оказывают существенное влияние на конечных потребителей. Они «дорастают» до уровня, что им становится необходим институт, через который консолидировано могут поступать запросы и предложения на государственный уровень, происходит отстаивание интересов участников рынка. И с другой стороны, у государства и контролирующих структур есть мощный и единый канал связи сразу со всеми субъектами определенного сектора экономики.
Саморегулируемые организации (СРО) - это некоммерческое объединение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся одинаковым видом деятельности. СРО объединяет в своем составе не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, а СРО финансовых организаций - не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности.
Польза СРО для потребителей
Саморегулируемая организация в дополнение к основным законодательным требованиям разрабатывает внутренние стандарты для своих участников. Это стандарты по качеству товаров и услуг, по взаимодействию с конечным потребителем и др. Такие стандарты в обязательном порядке должны применяться субъектами данной сфере. В итоге отрасль работает более качественно вплоть до точечных операций или действий. А значит, конечный потребитель получает продукт более качественный и узнаваемый вне зависимости от того, в каком уголке страны он приобретен.
Проверки от СРО
Саморегулируемые объединения предупреждают негативные факторы в работе компаний-участников и причинение ими различного ущерба третьим лицам или окружающей среде. Это достигается через регулярные проверки СРО своих участников и различную отчетность. Выявление ошибок и недостатков – это повод привлечь участника к ответственности, указать на недопустимость применения в своей работе недобросовестных практик.
Крайними методами является исключение организации из состава СРО. В большинстве сфер экономики это будет означать невозможность продолжать деятельность вне состава СРО, а значит, уход с рынка. Поэтому саморегулирование отрасли – это еще один довод в пользу качественной, прозрачной и честной работы сферы для потребителей. Компании, желающие открыть бизнес в отрасли, где есть саморегулирование, должны быть готовы к тому, что помимо законодательных требований на них ляжет повышенная ответственность по исполнению дополнительных стандартов и правил.
Какие отрасли имеют СРО
Саморегулируются многие отрасли, например, строительство и проектирование, сфера рекламы, арбитражные управляющие и аудиторы, микрофинансовый сектор и др. Кто-то объединяется на добровольной основе, например, оценщики или управляющие компании, другие в силу закона, например, микрофинансовые организации и кредитная кооперация.
Кто контролирует СРО в микрофинансовом секторе
Мегарегулятором финансового рынка является Банк России. Он контролирует как организации финансового сектора напрямую, так и сами СРО. Банк России издает нормативные документы, распоряжения, методические рекомендации для участников рынка и, в частности, микрофинансового сектора, проводит проверочные мероприятия, допускает участников к деятельности в микрофинансовом секторе и исключает из их числа. Так стандарты деятельности МФО и КПК или Базовые стандарты разрабатывались СРО совместно с Банком России и утверждались Банком России.
Что важно знать потребителю о СРО
Потребитель финансовой услуги может получить информацию о том, состоит ли компания, клиентом которой он является или желает стать, в саморегулируемой организации. Это будет гарантией того, что МКК или КПК допущены на рынок микрофинансирования и дополнительным фактором, что они осуществляют полноправную деятельность. Узнать это, а также наименование СРО и контактную информацию, можно на сайте МКК или КПК, а также запросить непосредственно в офисе обслуживающей его организации.
Проверить информацию можно в Едином реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Дополнительным подтверждением того, что организация допущена на рынок микрофинансирования, будет проверка Государственных реестров МКК и КПК Банка России на официальном сайте Банка России либо проверка с использованием сервиса Проверить финансовую организацию.