После триумфального космического полёта Юрия Гагарина в 1961 году, все автопроизводители хотели заполучить его в свои руки. Особо большой интерес к нему проявляли зарубежные производители. Он сам успел сменить несколько машин, но самой любимой была именно эта.
В 1965 году Гагарин в составе советской делегации отправился на Международный авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже. Все внимание прессы и общественности было приковано к человеку, покорившему космос. Его присутствие затмевало презентацию различных автомобилей н выставке.
В один из дней Гагарин решил остановиться у стенда концерна Mechanique-Aviation-Traction, на котором компания представляла модели небольшой французской автомобильной компании Automobiles Rene Bonnet. Внимание космонавта привлек компактный двухдверный спорткар Matra-Bonnet Djet VS.
Автомобиль сильно опережал своё время в плане дизайна. Но и технические характеристики были просто восхитительными: 1,1-литровый двигатель от Renault 8, и 70-сильный мотор, который был способен разгонять машину до внушительных 173 км/ч.
Французы уловили повышенный интерес Гагарина к их машине и приняли судьбоносное решение – отправили один экземпляр в Москву в качестве подарка.
Существует миф, что модель Гагарина была небесно-голубого цвета, но в реальности она имела оригинальный платиново-серый цвет, благодаря которому машину прозвали “ириской”.
При этом поездка космонавта на выставку кончилась настоящим скандалом. Один югославский журнал опубликовал снимок Гагарина, разглядывающего «Матру» на стенде, подписав его следующим образом:
«В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
Издание быстро попало в руки КГБ, которые долго думали, что делать со сложившейся ситуацией. В итоге, проблему решил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Он сказал следующее: «Я ответил Суслову, что с содержанием данной статьи уже знаком, статья вышла пасквильная. Но французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять такой подарок посоветовали министры Дементьев и Смирнов, а также наш посол в Париже Зорин».
Возможно, именно из-за этой ситуации Гагарин старался не очень часто появляться на своей машине в свете. К тому же, для Москвы 1960-х подобный автомобиль воспринимался как инопланетный и постоянно привлекал к себе внимание.
Источник: Дядя Гилай
А вам нравится этот автомобиль? Делитесь в комментариях!