Найти в Дзене

Как вести себя с членом семьи, страдающим ПРЛ?

ПРЛ (пограничное расстройство личности) характеризуется частыми и интенсивными перепадами настроения, импульсивностью, самоповреждающим или суицидальным поведением.

Первые признаки данного личностного расстройства можно отметить уже в подростковом возрасте: подросток очень эмоционально реагирует на критику, разлучение, даже ненадолго, с близкими; длительное время фиксируется на ранящих переживаниях; его депрессивность, заниженная самооценка, сложности в установлении контактов при непереносимости одиночества, часто приводят к неразборчивости в связях, попаданию в плохие компании; при нарастании эмоционального напряжения в неблагоприятных условиях подростком заводятся разговоры о смерти, суициде, вплоть до суицидальных попыток или самоповреждений, подвергания себя опасности; трудности с самоконтролем, наряду с дистрессом, часто становятся причиной пропусков школьных занятий, злоупотребления едой, алкоголем, курением; может наблюдаться желание исправить свою внешность, сменить ориентацию, резкие колебания во взглядах, пристрастиях и т.п.

Если никакой психологической работы с подростком не проводилось, то таким же он входит во взрослую жизнь. 

ПРЛ возникает, вероятнее всего, в результате влияния как генетических, так и неблагоприятных социальных факторов.

Как пишут исследователи, некоторые мутации определенных генов приводят к снижению выработки серотонина - гормона, который отвечает за положительные эмоции. Данный фактор усугубляется дисфункциональными взаимоотношениями в семье, травмами насилия. 

У людей с ПРЛ часто встречаются такие когнитивные искажения, как чёрно-белое мышление (категоричность, максимализм, жёсткие требования к себе и другим), мышление по типу проекции, катастрофизация, негативный фильтр восприятия (акцент на негативном и девальвация положительного). 

Если говорить языком схема-терапии, то у человека с ПРЛ наиболее выражены схемы из кластера отвержения (дефективность, покинутость, эмоциональная депривация, социальная отчужденность, недоверие) и кластера нарушенные границы (недостаток самоконтроля в виду сниженной толерантности к фрустрации). 

При наличии схем из кластера отвержения, более всего человек нуждается в принятии, заботе, стабильном к себе отношении - в том, чего не было в его детстве. 

При наличии схем из кластера нарушенные границы, индивид нуждается в здоровых границах и развитии навыков самодисциплины. 

-2

ПРЛ (пограничное расстройство личности) характеризуется частыми и интенсивными перепадами настроения, импульсивностью, самоповреждающим или суицидальным поведением.

Первые признаки данного личностного расстройства можно отметить уже в подростковом возрасте: подросток очень эмоционально реагирует на критику, разлучение, даже ненадолго, с близкими; длительное время фиксируется на ранящих переживаниях; его депрессивность, заниженная самооценка, сложности в установлении контактов при непереносимости одиночества, часто приводят к неразборчивости в связях, попаданию в плохие компании; при нарастании эмоционального напряжения в неблагоприятных условиях подростком заводятся разговоры о смерти, суициде, вплоть до суицидальных попыток или самоповреждений, подвергания себя опасности; трудности с самоконтролем, наряду с дистрессом, часто становятся причиной пропусков школьных занятий, злоупотребления едой, алкоголем, курением; может наблюдаться желание исправить свою внешность, сменить ориентацию, резкие колебания во взглядах, пристрастиях и т.п.

Если никакой психологической работы с подростком не проводилось, то таким же он входит во взрослую жизнь. 

ПРЛ возникает, вероятнее всего, в результате влияния как генетических, так и неблагоприятных социальных факторов.

Как пишут исследователи, некоторые мутации определенных генов приводят к снижению выработки серотонина - гормона, который отвечает за положительные эмоции. Данный фактор усугубляется дисфункциональными взаимоотношениями в семье, травмами насилия. 

У людей с ПРЛ часто встречаются такие когнитивные искажения, как чёрно-белое мышление (категоричность, максимализм, жёсткие требования к себе и другим), мышление по типу проекции, катастрофизация, негативный фильтр восприятия (акцент на негативном и девальвация положительного). 

Если говорить языком схема-терапии, то у человека с ПРЛ наиболее выражены схемы из кластера отвержения (дефективность, покинутость, эмоциональная депривация, социальная отчужденность, недоверие) и кластера нарушенные границы (недостаток самоконтроля в виду сниженной толерантности к фрустрации). 

При наличии схем из кластера отвержения, более всего человек нуждается в принятии, заботе, стабильном к себе отношении - в том, чего не было в его детстве. 

При наличии схем из кластера нарушенные границы, индивид нуждается в здоровых границах и развитии навыков самодисциплины. 

Если вы решили быть в отношениях с человеком с ПРЛ, вот ряд рекомендаций. 

1. Будьте терпимы к перепадам настроения, не принимая его агрессию на свой счёт ("пограничник" может быть то весел и излучать любовь, нежность, то преисполнен раздражения и даже гнева, стать мрачным и подавленным - так проявляется дисфория). Очень важно относиться к таким колебаниям, как к закономерному процессу сродни смене времен года. Не всегда причина агрессии в вас. Нередко причина кроется в биологических нарушениях, искажениях восприятия "пограничника", когда он начинает приписывать вам качества и намерения своих родных, к которым испытывает по большей части негативные чувства. Наиболее продвинутые "пограничники" предупреждают своих партнёров, что вошли в фазу дисфории, таким образом, они занимают по отношению к своему расстройству "метапозицию", отделяя себя от него: есть расстройство, а есть я, и я - не моё расстройство. 

2. Обозначьте границы. Быть готовым выдерживать перепады настроения близких с ПРЛ - это не значит становиться для них "грушей для битья". Составьте с вашим "пограничником" договор, в который включите обязательные пункты про взаимное уважение и эмпатию друг к другу. Необходимо донести до "пограничника", что его попытки разрушить любящий объект, лишь приведут к его одиночеству и саморазрушению. 

Составьте вместе и запишите перечень пожеланий друг к другу. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, определёнными во времени. Эти пожелания могут изменяться или дополняться в процессе их практического воплощения. 

3. Избегайте критики внешности, образования, профессии, ценностей, компетенций близкого с ПРЛ. Эта рекомендация применима ко всем, однако "пограничника" критика особенно ранит, потому как сильно обострено субъективное ощущение дефективности. 

Критика должна быть направлена только на неадаптивное поведение и привычки и выражена в форме сообщения о ваших чувствах и желаниях относительно этого. Например: "когда ты пьёшь алкоголь, я очень расстраиваюсь, потому что это напоминает мне о моём пьющем отце, я теряю чувство стабильности и безопасности в наших отношениях в такие моменты и хочу, чтобы ты не пил". 

4. Вместе продумайте и запишите здоровые альтернативы взамен деструктивного поведения "пограничника". Не ждите, что эффект будет сразу, но отмечайте постепенный прогресс. 

5. Выделяйте хотя бы час в день для общения и прояснения непонятных чувств. Когда вы скрываете чувства, "пограничник" начинает тревожиться и накручивать себя. Активируется его схемы из кластера отвержения (чувства покинутости, одиночества, недоверия, дефективности). При этом, близкий с ПРЛ должен понимать, что вы не можете поддерживать его 24/7 и что ему важно развивать навыки совладания с одиночеством, уметь самостоятельно удовлетворить часть своих эмоциональных и других потребностей. 

6. Очень важно в отношениях с "пограничником" выдерживать "качели" ближе-дальше. Поскольку отношения "пограничника" с близкими не отличались здоровой автономией, когда ребёнок мог отделяться, идти исследовать мир, а потом возвращаться, не встречая осуждения за то, что он отделился, он всё время испытывает внутренний конфликт, связанный с отделением. Бывают периоды, когда партнёр кажется "пограничнику" душным, поглощающим и хочется дистанцироваться. Однако, устанавливая дистанцию, он нередко встречает непонимание, обиду и испытывает одновременно целую гамму чувств: вину, гнев, страх быть покинутым. В результате напряжение нарастает и человек может взорваться или погрузиться в депрессию. Личное пространство в разумных пределах необходимо "пограничнику". 

7. Первые годы отношений "пограничник" будет нуждаться в вашей опеке, однако, на ряду с опекой, необходимо способствовать развитию его социальных навыков (ходить на работу, справляться с другими жизненными обязанностями), вселяя уверенность в его силы. 

8. Давайте ощущение своей константности, стабильности. Поскольку отношения "пограничника" в детстве не отличались стабильностью и безопасностью, постоянство в отношениях с вами вызовет у него доверие и даст осознание их ценности. 

9. Сочетайте поддержку и эмпатию с конфронтацией виктимного поведения. 

"Пограничник" нередко действует из позиции жертвы, сам попадая в эту ловушку и на других навешивая ярлыки виноватых и ставя в тупиковую ситуацию - "что бы ты не сделал, ты всё равно будешь плохим". 

Чтобы эффективно реагировать в такой ситуации, авторы книги "Я ненавижу тебя, только не бросай меня" предложили модель SET-UP. 

SET - поддержка, эмпатия, правда (Support, Empathy, Truth). UP - это понимание (Understanding) и настойчивость (Perseverance). 

Пример из книги. Глория говорит Алексу, что она в депрессии и хочет покончить с собой, но при этом запрещает ему пытаться ей помочь. 

Её сообщение содержит 2 противоречащих друг другу послания: 1. ты должен уважать моё решение уйти из жизни; 2. если ты меня любишь, не дай мне умереть. 

Глория не ощущает себя достаточно сильной, чтобы нести ответственность за свою жизнь, поэтому надеется, что Алекс возьмёт на себя этот груз. 

Как бы Алекс ни поступил, он окажется виноватым. Если следовать модели SET-UP (по-русски это будет аббревиатура ПЭП-ПН), то его реакция будет выглядеть следующим образом. 

S (П) - поддержка: "Я очень обеспокоен твоим самочувствием и хочу помочь, потому что люблю тебя. Давай подумаем, в чём может быть источник твоих страданий, поищем варианты, как быть". 

Е (Э) - эмпатия. Здесь Алексу важно донести до Глории, что он готов понять её состояние и то, какие обстоятельства могли к этому привести. Например: "Давление, которое ты испытывала в течение последних месяцев, должно быть, невыносимо. Всё эти страдания довели тебя и кажется, что выхода нет". 

Т (П) - правда. Чтобы самому не оказаться жертвой, необходимо мягко вернуть "пограничнику" ответственность. Со стороны Алекса это происходит так: "Да, ты сказала оставить тебя в покое, но ведь я тебя люблю и не могу просто смотреть, как ты себя губишь. Твоё предупреждение, что ты хочешь умереть, говорит о том, что, как бы ты ни хотела умереть, одна часть тебя не желает смерти и просит о помощи. Сейчас я обращаюсь именно к этой части тебя. Я хочу, чтобы мы вместе пошли к врачу, который помог бы нам справиться с нашей проблемой". 

Потом Глория всё же обвинила Алекса, что он заставил её лечь в больницу. В подобных ситуациях пограничной личности бывает необходимо напоминать, что действия других - это следствие её поступков. 

U (П) - понимание. Важно понимать динамику, лежащую в основе ваших отношений: причина (неадаптивное поведение) - следствие (ухудшение самочувствия и негативные последствия). 

Р (Н) - настойчивость. Самостоятельно, а лучше вместе с лечащим врачом, психотерапевтом, необходимо разработать альтернативные варианты поведения взамен дезадаптивных и стремиться регулярно к ним прибегать. 

Если самостоятельно не получается решить проблему, необходимо звонить в кризисную службу, дать близкому поговорить с психологом, вызвать скорую помощь, МЧС. 

Поскольку психика человека с ПРЛ не вполне зрелая, ему необходим рядом более зрелый, психологически устойчивый партнёр, способный выдержать эмоции "пограничника", при этом не разрушаясь и прививая ему более адаптивные взгляды на жизнь и модели поведения. 

Описанные рекомендации - не панацея и они не отменяют психотерапии и возможной медикаментозной терапии сопутствующих расстройств!

Привожу перечень книг, содержащих практические рекомендации для более эффективного взаимодействия с пограничной личностью:

1. Дж. Крейсман, Х. Страус "Я ненавижу тебя, только не бросай меня". 

2. Кристина Энн Лоусон "Матери с пограничным расстройством личности и их дети". 

3. Марша М. Линехан "Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности". 

4. Моя настольная книга

-3