Сегодня горожане справедливо гордятся успехами и достижениями муниципальной системы образования Абакана: наши педагоги и школьники регулярно становятся победителями в самых высоких профессиональных конкурсах страны. Однако в успехах и достижениях современных педагогов есть немалая заслуга и их старших коллег, наставников, в свое время поделившихся с ними опытом, знаниями. И сегодня «Абакан» знакомит своих читателей с одним из таких наставников — педагогом Антониной ТКАЧЁВОЙ, более четверти века посвятившей абаканской школе № 8.
Буквально на днях Антонина Макаровна отметила 80-летний юбилей. Впрочем, несмотря на столь уважаемый возраст, наша героиня полна сил и энергии, застать ее дома за просмотром телевизора или чтением книг практически невозможно. С самого раннего детства Антонина Макаровна является ярким примером справедливости известного выражения «Жизнь — это движение». И если в детстве маленькая Тоня могла одна ежедневно совершать 12-километровые пешие прогулки по притаежной местности, то сегодня Антонина Макаровна много и с удовольствием гуляет по улицам и паркам Абакана. А еще до сих пор с радостью работает на даче — выращивает множество самых разных цветов.
— Жизнь пролетела как одно мгновение, оглянуться не успела — и уже 80 лет. Однако я считаю, мне очень повезло: на моем пути всегда встречались лишь хорошие люди и я имела возможность заниматься любимым делом — работать с детьми. Учительство, и это не высокопарные слова, было моим настоящим призванием, смыслом жизни: большего счастья для меня не было, чем видеть, как растут, взрослеют твои ученики. До сих пор со многими моими бывшими учениками, а некоторым из них уже за 60 лет, мы поддерживаем связь, созваниваемся, меня приглашают на встречи выпускников, — рассказывает Антонина Макаровна.
Моя собеседница — счастливый пример того, как важно вовремя понять свое предназначение. Ведь профессию педагога Антонина выбрала не сразу. Выпускница Курагинской школы, отличница, она легко поступила в Красноярский медицинский институт. Однако уже на первом курсе поняла, что медицина — это не ее призвание. Мудрые родители не настаивали, не давили на дочь, мол, учебу в институте в любом случае нужно закончить.
— Мой отец, фронтовик, работал в исполкоме в Курагино. Когда я вернулась домой, бросив медицинский институт, предложил мне поработать временно пионервожатой в Шалаболинской школе. Потом, говорит, определишься, чем бы ты хотела заниматься. Так, благодаря временной работе вожатой, я нашла дело всей жизни — учительство. Мне очень понравилось работать с детьми. И так сложилось, что молодая учительница географии ушла в декретный отпуск и меня попросили вести уроки географии. Также мне повезло, что в школе в то время работал замечательный учитель физкультуры. Это был настоящий энтузиаст своего дела, который умудрялся увлечь всех окружающих, зарядить энергией, любовью к детям. Мы постоянно ходили на экскурсии на природу, осмотрели все местные достопримечательности, совершали многодневные пешие походы. Представляете, это ведь было послевоенное время: никакого удобного туристского снаряжения у нас не было — кирзовые сапоги да фуфайки. Но дети с таким удовольствием шли в походы! Сколько мы узнавали с ними в пути интересного и полезного! Буквально зарядившись, как я уже сказала, от своего старшего коллеги его энтузиазмом и любовью к детям, я решила поступать в педагогический институт. В школе мне дали хорошую характеристику, так что я без труда поступила в Красноярский пединститут. В 1967 году его окончила и по распределению была направлена в Дудинку, — вспоминает Антонина Макаровна.
В северном городе молодой педагог проработала 10 лет. И об этом времени у моей собеседницы лишь самые хорошие воспоминания, ведь, несмотря на все сложности, главным для нее было то, что она занималась любимым делом — учила детей географии. В те годы, отмечает Антонина Ткачева, Дудинка была закрытым городом, фруктов и овощей там купить было практически невозможно, опять же климатические условия... Так получилось, что младший сын Ткачевых постоянно болел. Глава семьи Николай Васильевич принял волевое решение — переезжать из этого сурового края на юг. Антонина Макаровна признается, что пролила немало слез — не хотелось бросать своих школьников, но и ребенка нужно было спасать.
— Квартиры в те годы можно было приобретать в кооперативных домах, в Абакане как раз достраивался такой дом. Вот в 1978 году мы переехали в Абакан. Мне очень повезло, что в близлежащей школе, № 8, была вакансия учителя географии. Так всё сложилось самым замечательным образом. В этой школе, ставшей для меня родным домом, я проработала до самого выхода на пенсию в 2004 году. — Видно, как приятно волнуют Антонину Макаровну воспоминания.
Когда человек занят любимым делом, то всё у него получается на отлично. Вскоре труд Антонины Макаровны был отмечен высокой наградой — званием «Отличник народного просвещения». К опытному педагогу постоянно приходили молодые коллеги — на открытые уроки, за советом, за помощью.
— Последние десять лет, что я работала в школе, мы ни одной олимпиады по географии не отдали другим школам Абакана или из других населенных пунктов Хакасии. Всегда на городских и республиканских олимпиадах первые и вторые места были у нашей школы, — с гордостью отмечает учитель.
Интересуюсь у собеседницы, что позволяло им достигать таких высоких результатов?
— После того как школа № 8 была преобразована в гимназию, к нам принимали детей не по прописке, а со всего Абакана — самых талантливых, самых умных, мотивированных на учебу. Работать с такими ребятами было одно удовольствие. К тому же в те годы очень многие поступали на экономические факультеты, где сдавали экзамен по географии. Вот ребята и готовились очень ответственно. Плюс я всегда очень много занималась с детьми дополнительно, сверх программы. Мне самой было интересно, я любила свой предмет, дети это ведь очень хорошо чувствуют и тянутся к таким педагогам, кто старается дать им как можно больше знаний, — отмечает моя собеседница.
Также, по словам Антонины Макаровны, в годы ее работы в школе очень большое внимание уделялось воспитательной работе.
— Мы буквально жили с нашими детьми, теми, у кого были классными руководителями, одной семьей, были единым целым. Постоянно ходили с ними в походы, объездили всю Хакасию. Побывали на всех крупных промышленных предприятиях, ездили на поезде в каникулы до Москвы — в общем, проводили очень много времени вместе. Были у нас и трудовые лагеря: на территории вблизи Абаканвагонмаша были сельхозполя, так мы со старшеклассниками по три недели жили в бараках и работали на прополке этих полей. В течение года проводили тысячи мероприятий, всё это не могло не сближать педагога и его воспитанников. Сегодня, как я вижу по своим внучкам (они окончили школу обе с золотыми медалями), такой связи у учителей и детей, к сожалению, уже нет. Возможно, педагоги загружены бумажной отчетностью, но они уже не проводят столько времени с детьми, как мы, прежнее поколение. Сегодня, как мне кажется, уже нет той душевности, теплоты, что была ранее. Современные дети очень мало общаются друг с другом, со старшими товарищами, все чаще сидят за гаджетами. А ведь главная задача учителя — научить ребенка общению, инициативе, чтобы он смог раскрыть сои таланты. Конечно, мне было легко уделять столько времени и сил школе, своим ученикам, потому что у меня был крепкий тыл — всё, понимающий и помогающий во всем супруг. Николай Васильевич, как моряк, рано вышел на пенсию, и все домашние дела были на нем: он и ужин приготовит, и детей на все секции сводит, уроки проверит. Позже он же и вырастил старшую внучку, дочь практически сразу же вышла на работу (она врач по профессии).
В завершение нашей беседы прошу опытного педагога поделиться со своими младшими коллегами советом, возможно какими-то наставлениями.
— Хочется пожелать современным педагогам большей душевности в работе — каждый ребенок требует в первую очередь душевного тепла. Может быть, не всё, у него получается, да, возможно, поведение у него непростое, скандалит, не слушается, но к любому ученику можно найти подход, подобрать нужное слово. Ведь совсем не обязательно, да это и невозможно, чтобы все дети учились на «отлично». Главное в нашем деле, чтобы твой ученик вырос хорошим человеком, инициативным, чтобы твой ученик верил, что перед ним открыты все двери, всё, у него получится. Вот этому должен научить учитель своего ученика. Конечно, педагог — очень трудная профессия, научить всех сложно. Но к этому нужно стремиться. Ведь если ты к чему-то стремишься, стараешься, у тебя обязательно всё, получится! — говорит в заключение Антонина Ткачева.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Антонины Ткачевой