Найти в Дзене
Последний романтик

80-е. Мой первый аквариум

Очень многие дети — юные натуралисты, как бы банально это не звучало. Они любят наблюдать за животным и растительным миром, вникать в чудеса природы. У некоторых со временем это проходит. А у других остается на всю жизнь.

Родители часто противятся тому, чтобы дети заводили домашних животных, предвидя, что забота о них частично или полностью ляжет на их плечи. Но, потом они вспоминают себя в детстве, и сами помогают детям завести питомцев.

Ворошиловград, 80-е
Ворошиловград, 80-е

Однажды летом мы гуляли в парке. Это было в Ворошиловграде, в середине восьмидесятых. Внутри парка был небольшой зоопарк. Прямо совсем маленький. Состоящий их единственного одноэтажного просторного здания и прилегающей территории с клетками и вольерами.

Животных было немного. И все обычные — кролики, лиса, козочка, овечка, попугаи и, кажется, пара обезьян. Ещё были большие аквариумы. Детей туда манило, как магнитом. А в этот раз там ещё и проводилась беспроигрышная лотерея.

Лотерейный билет стоил довольно дорого — один рубль — пять мороженых. Я всё тогда переводил в мороженое, чтобы оценить дорого это или не очень. Но родители купили три билета. Мороженое тоже купили и ждали начало розыгрыша.

На первый билет мы выиграли трёх аквариумных рыбок. Мне вручили их в прозрачном целлофановом пакете с водой. Я был очень рад! И ждал что же выпадет на остальные два билета? Вторым приобретением стал пакет с водными растениями. А третьим — две улитки ампулярии, которые тоже обитали в воде.

Получалось, что мы выиграли всё для аквариума. К слову сказать, призы были разные. Один человек даже выиграл живую утку и унёс её под мышкой. Я потом долго думал, как он устроит её у себя, если, как и мы, живёт в квартире?

Конечно, за три рубля можно было купить даже немного больше, чем мы выиграли. Но зато тут был элемент случайности. Судьба.

Первым моим аквариумом стала трёхлитровая банка. Рыбки были маленькие и им там не было тесно, только воду приходилось менять очень часто. Две рыбки, как мы определили, породы гуппи и одна жёлтенькая. Её я назвал рыба-солнце.

У моего приятеля тоже был аквариум в банке. Но он где-то раздобыл пятилитровую. И я поэтому ему немного завидовал.

Зато родители знали, что подарить мне на день Рождения, который случился в конце осени. Конечно, это был аквариум. На целых двадцать литров! Но выглядел он как сорокалитровый, благодаря своей необычной конструкции.

Тот самый аквариум-линза
Тот самый аквариум-линза

Он состоял из двух изогнутых стёкол, как будто телевизионных экранов, спаянных двумя швами по бокам. И снизу было приклеено стеклянное дно-подставка. Смотреть в такой экран было даже интереснее, чем в телевизор.

Постепенно в хозяйстве появился и воздушный компрессор с фильтром. Многое мы тогда делали сами, своими руками. Например сачок и скребок для стекла из старого лезвия бритвы. Вместо компрессора первое время была резиновая груша от тонометра, которую нужно было сжимать, чтобы качать воздух.

Теперь по выходным мы с отцом ходили на базар, где в отдельном ряду продавали рыбок, водные растения и живой корм — червей трубочника. Я вычитал в книжке, что рыб нельзя кормить одним только сухим кормом. В нашем холодильнике появилась баночка с червяками. Маме это очень не нравилось, но мы с ней нашли компромисс — баночка была непрозрачная.

Рыбок стало больше. Появились скалярии, неоны, меченосцы и моллинезии. Теперь в трехлитровые банки я периодически отсаживал живородящих самок. А подросшую молодь раздавал одноклассникам, втянув в своё увлечение многих друзей.

Как-то учительница предложила создать живой уголок в классе. Девочки тогда любили разводить всякие комнатные растения, а мальчики почти все увлекались аквариумами. Каждый принёс из дома по чуть-чуть. Получилось здорово!

Аквариум был один. Мы посадили туда растения, запустили улиток и с десяток рыб. Я принёс меченосцев. А Вася принёс подводную лягушку. Она была небольшая, жёлтенькая и почти всё время сидела на дне, изредка всплывая, чтобы глотнуть воздуха. Рыбы не обращали на неё внимания.

На следующий день нас ждало разочарование. Одна из рыбок выпрыгнула и уже успела засохнуть. Такое случалось и у меня дома, но редко. Иногда я успевал спасти рыбку и кинуть обратно. Мы сделали крышку с дырочками, чтобы подобное не повторилось.

Подобное не повторилось, но случилось другое, не менее страшное. С утра мы увидели, что изо рта лягушки торчит хвост меченосца! Оказывается она ест рыб! Мы накинулись на Васю, который принёс лягушку. Но он утверждал, что не знал, так как дома держал лягушку одну в банке и кормил червяками.

Родители Васи были рады, что он отнёс лягушку в школу и были против, чтобы он её возвращал. Тогда я забрал лягушку к себе.

Я держал её в отдельной банке и тоже кормил червями трубочника. Амфибия их жадно глотала большими комками и скоро выросла раза в два. В банке ей стало тесно, а в аквариум её сажать было нельзя. И тогда отец отнёс лягушку на работу и отдал солдатам. Он служил тогда в воинской части и был врачом.

Рассказывал, что солдаты кормили лягушку мухами и кузнечиками и она выросла ещё в два раза.