Мы продолжаем рассматривать оформление залов, посвященных истории Древнерусского государства, и сегодня обратимся к одним из красивейших залов Исторического музея. Первый из них – зал № 9, который сейчас называется «Древнерусский город. XI – первая половина XIII в.», а его историческое название «Новгородский зал».
Главной темой оформления этого зала стали копии фресок церкви Спаса на Нередице – последнего памятника княжеского строительства в Новгороде. Внутреннее убранство этого храма, заложенного в 1198 году, является подлинным шедевром монументальной живописи Древней Руси. К сожалению, во время Великой Отечественной войны в результате фашистского артобстрела церковь Спаса на Нередице была разрушена. Таким образом, выполненные в Новгородском зале Исторического музея копии фресок, которые сплошным и удивительным по красоте ковром покрывали купол и стены от сводов до пола, сохранили для потомков облик уничтоженной росписи.
Центр свода Новгородского зала украшает копия фрески «Вознесение», на которой изображен Спас Вседержитель в небесных сферах. Слева на стене помещены изображение самого храма Спаса на Нередице, архангел Салафаил и композиция «Князь-строитель Ярослав Владимирович подносит модель храма Христу». В медальонах – святые Евфросиния, Кирилл, Катерина, Доментиан, Варвара и Феодор.
Над арочным дверным проемом, ведущим в зал № 10, помещена композиция «Битва суздальцев с новгородцами», в основе которой лежит сюжет икон второй половины XV века с изображением осады Новгорода войском князя Андрея Боголюбского в 1169 году. Напротив, над дверным проемом, ведущим из зала № 8, расположена роспись с планом Софийской стороны Новгорода. Она скопирована с иконы «Знамение» XVII века, происходящей из церкви Михаила Архангела в Новгороде.
Переходим с Вами в следующий зал, который посвящен внутренней и внешней политике Древнерусского государства в период феодальной раздробленности. Историческое его название – «Владимирский зал», и он занимает северо-восточную башню музея. Чрезвычайно богатое скульптурное и живописное убранство зала было вдохновлено Дмитриевским и Успенским соборами во Владимире. С белокаменной резьбы Дмитриевского собора, построенного князем Всеволодом Большое Гнездо, были сняты слепки, использованные в оформлении Владимирского зала.
Над одним из порталов помещен слепок с рельефа «Царь Давид на троне», а над другим – композиция «Вознесение Александра Македонского». Имеется и изображение самого князя Всеволода Большое Гнездо – в простенке между окнами князь представлен восседающим на троне с сыном Дмитрием на коленях и в окружении других сыновей. Стены зала также украшены аркатурно-колончатым поясом, подобным фризу на фасадах Дмитриевского собора. Между этими полуколонками можно видеть рельефы с изображениями святых, деревьев, птиц, мифических существ, символизирующих силы природы. Живопись купольного свода, расписные «полотенца» на стенах и рисунок мозаичного пола повторяют орнаменты фресок владимирского Успенского собора.
По традиции, взглянем на дореволюционные фотографии девятого и десятого залов. Копии фресок Спаса на Нередице в Новгородском зале были забелены в 1937 году, но в 2001 г. живопись была раскрыта и отреставрирована. В 1930-х годах пострадало оформление и Владимирского зала, живопись на куполе и расписные «полотенца» были забелены. В конце 1990-х годов росписи десятого зала воссоздали в первоначальном виде.