Скептицизм является положительной чертой мышления разумного человека, но, конечно же, совсем не безусловно, и с некоторыми оговорками. Само по себе критическое недоверие является мощнейшим инструментом научного постижения, но оно же, вполне логично, предполагает отрицание всякой возможности достоверного познания объективной действительности.
Сейчас скептицизм как будто заново вошёл в "моду" популярной науки: множество статей людей учёных (и не очень) не просто используют скепсис, но и активно пропагандируют его, что зачастую приводит не столько к развитию критического и логического мышления у читателей, сколько к откровенному авторитаризму заимствованных мнений, утверждаемых с известной долей сарказма и граничащих с цинизмом.
Между тем, мы можем взять на себя долг по разъяснению ряда нюансов, в большинстве случаев игнорируемых скептиками или теми, кто относит себя к таковым. В качестве примера мы приведём для ознакомления заметку Майкла Шермера, в которой вполне наглядно описывается механизм особых проявлений деятельности головного мозга человека, с частичным объяснением причин и даже некоторых стимулирующих методик. Заметка эта весьма хороша и познавательна, но, как нередко случается, описывает лишь лабораторные события как таковые, не рассматривая вопрос биологического предназначения, области возможного применения, эффективности и сущностной интерпретации. Иными словами - современный оккультизм не только не отрицает естественное происхождение любого мистического опыта, но - более того - настаивает на естественности и нормальности ряда явлений, признавая головной мозг человека инструментом интерпретации информации (как внешней так и внутренней), в зависимости от задействованных ресурсов и соответствующих состояний сознания.
Здесь очень уместным будет предварительно привести выдержку из эссе Алистера Кроули "Церемониальная Магия с точки зрения Посвящённого" 1903 г. (sic!), в котором прямым текстом описывается главенствующая роль головного мозга и методика стимуляции:
"Я не собираюсь отрицать объективную реальность «магических» явлений: если это и иллюзии, то ничуть не менее реальные, чем многие факты обыденной жизни, не вызывающие у нас сомнений; и, по примеру Герберта Спенсера, мы вправе утверждать, что по крайней мере какая-то причина у них имеется.
Итак, положим этот факт в основу нашего рассуждения. В чем причина моей иллюзии, заключающейся в том, что я вижу духа в треугольнике Искусства?
И дилетант, и компетентный психолог ответят одно и то же: «Причина — в вашем мозге».
В Англии (по закону об образовании) детей учат, что Вселенная пребывает в бесконечном Пространстве; в Индии детей учат, что она пребывает в акаше, и это — то же самое.
Европейцы, решившие пойти немного дальше, узнают из Фихте, что феноменальная Вселенная есть порождение Эго; индийцам, равно как и европейцам, обучающимся у индийских гуру, сообщают, что под акашей подразумевается чит-акаша. Чит-акаша находится в области «третьего глаза», то есть в мозге. Приняв гипотезу многомерности пространства, мы сможем согласовать этот постулат с Реализмом; но все эти хлопоты нам ни к чему.
В известной нам Вселенной все чувственные впечатления зависят от мозговых процессов; следовательно, иллюзии — которые, в конечном счете, являются такими же чувственными впечатлениями, как и «реальные вещи», — приходится включить в ту же категорию «явлений, зависящих от мозговых процессов».
Однако магические явления выделяются в особый подкласс, поскольку они не спонтанны, а обусловлены волей и возникают вследствие неких «реальных» явлений, составляющих так называемые операции церемониальной магии.
Последние затрагивают:
1) зрение (круг, квадрат, треугольник, сосуды, светильники, облачения, орудия и т.д.);
2) слух (инвокации);
3) обоняние (благовония);
4) вкус (Святые Дары);
5) осязание (см. пункт 1);
6) сознание (все вышеупомянутые предметы и размышления об их значении).
Необычные впечатления (1—5) вызывают необычные мозговые процессы, поскольку совокупный итог их (6) также необычен. Следовательно, необычным оказывается и обратный перенос последнего в мир так называемых реальных явлений.
В этом и состоит реальность операций церемониальной магии и их результатов, и данное оправдание я считаю вполне достаточным, при условии что под «результатами» здесь понимаются только явления, воспринимаемые самим магом: явление духа, беседа с ним, возможные неприятные последствия неосторожности и так далее, вплоть до экстаза, с одной стороны, и смерти или безумия — с другой.
Но возможно ли, спросите вы, достичь результатов, описанных в этой нашей книге — «Гоэтии»? И если да, то неужели же я могу дать подобным случаям хоть какое-то рациональное объяснение? Не может этого быть!
Еще и как может — и сейчас я это сделаю.
Духи, описанные в «Гоэтии», — это участки человеческого мозга.
Следовательно, их печати (проекция куба, о которой говорит Спенсер) представляют средства стимуляции или регулировки соответствующих участков (через посредство зрения).
Божественные имена — это вибрации, долженствующие установить:
а) общий контроль над мозгом (активизация функций, относящихся к тонкому миру);
б) более узконаправленный контроль над мозгом (в соответствии с рангом или классом, к которому принадлежит Дух);
в) контроль над каким-либо одним избранным участком мозга (имя Духа).
Благовония воздействуют через обоняние. Сфера влияния каждого данного благовония, как правило, довольно обширна, однако известны соответствия благовоний буквам алфавита, при помощи которых можно составить каббалистическую формулу, заключающую в себя имя Духа.
Вдаваться далее в рассмотрение подобных нюансов я не стану; умный читатель без труда подхватит общую идею и заполнит лакуны самостоятельно.
Итак, если я повторяю вслед за Соломоном:
«Дух Кимиерис (Cimieries) обучает логике», — то я имею в виду следующее:
«Те участки моего мозга, которые отвечают за способность к логическому мышлению, можно стимулировать и развить, выполняя процедуру под названием “Призывание Кимиериса”».
А это уже — чисто материалистическое и рациональное утверждение; оно совершенно не зависит от вопроса о реальном существовании духовных иерархий. Философии по этому поводу сказать нечего, а Науке остается лишь отложить окончательный вердикт до того времени, когда выдвинутая гипотеза будет подвергнута точному и методичному исследованию по всем правилам..."
Ну а теперь, собственно, можно обратить внимание на заметку Шермера:
Мозг, полный демонов
Поскольку весь наш опыт опосредован мозгом, то паранормальные феномены — всего лишь нейронные явления.
...Наш мир населяли демоны — инкубы и суккубы мучали своих жертв во сне...Привидения и вурдалаки изводили людей днем и ночью. В XX в. наш мир наполнился инопланетянами — серо-зелеными существами, вытаскивавшими пленников из постелей и уволакивавшими к себе для опытов и уколов. Сегодня люди совершают астральные путешествия, паря над кроватями, улетая из спален и даже с планеты Земля в космос.
Что происходит? Где существуют эти расплывчатые создания и мистические феномены, во внешнем мире или в нашем воображении? Современные данные указывают на то, что они — продукт деятельности мозга. Нейробиолог Майкл Персингер в лаборатории Лаврентийского университета в Садбери, Канада, например, может вызывать такие переживания у своих испытуемых, подвергая височные доли мозга воздействию магнитного поля определенной конфигурации (я и сам попробовал и испытал мягкое ощущение выхода из тела).
Журнал Nature от 19 сентября 2002 г. повествует о том, что швейцарский нейробиолог Олаф Бланке с коллегами обнаружил появление внетелесных переживаний у страдавшей тяжелыми эпилептическими припадками 43-летней женщины, при электрической стимуляции правой угловой извилины в височной доле. После первых мягких стимуляций она рассказывала, что ощущала, как погружается в кровать или падает с высоты. Более интенсивная стимуляция привела к тому, что она «видела себя сверху, лежащей в кровати, но только ноги и нижнюю часть туловища». Еще одна стимуляция вызвала «моментальное ощущение легкости, парения под потолком примерно в двух метрах над кроватью».
Исследование на ту же тему, описанное в 2001 г. Эндрю Ньюбергом и Юджином Д'Аквили показало, что при сканировании мозга буддистских монахов в медитации и францисканских монахинь в молитве наблюдается поразительно низкая активность задней части верхней теменной доли. Эту зону мозга авторы назвали областью ассоциативной ориентации, ее задача — ориентация тела в физическом пространстве (люди с повреждениями этой области с трудом ориентируются дома). Когда эта область работает нормально, человек четко различает себя и не-себя. Если же она находится в «спящем режиме» — например, при глубокой медитации и молитве — разделение пропадает, приводя к размытию границ реальности и воображения, ощущений в теле и вне тела. Возможно, именно это происходит с монахами, испытывающими чувство единства со Вселенной, или с монахинями, ощущающими присутствие Бога, или с жертвами похищений инопланетянами, которые переносятся со своих постелей в космический корабль.
Иногда такие переживания вызываются травмами. В декабре 2001 г. журнал Lancet привел результаты голландского исследования 344 пациентов-сердечников, переживших клиническую смерть. В 12% случаев они испытывали предсмертные переживания — ощущали выход из тела, видели свет в конце туннеля, а некоторые даже общались с умершими родственниками. В нормальной жизни стимулирующие воздействия поступают в мозг извне, поэтому, когда определенная часть мозга аномально генерирует иллюзии, остальные части мозга трактуют их как внешние события. Так аномальное принимается за паранормальное.
Такова судьба паранормального и сверхъестественного — быть сведенными к нормальному и естественному. На самом деле нет ничего паранормального и сверхъестественного: есть лишь нормальное и естественное… и загадки, которым еще предстоит найти объяснение. Это задача науки, а не лженауки — разгадывать головоломки, находить им естественные, а не сверхъестественные объяснения...»