Данная статья является продолжением рассуждений по одной из предыдущих статей
В ней я вкратце рассмотрел коренные причины неудач производства и использования в боях новых образцов вооружений, о которых так много говорили и писали ещё в довоенное время. Ключевой мыслью является следующее утверждение:
Любая военная техника должна представлять из себя разумный БАЛАНС всех факторов, влияющих на её боеспособность и производство.
То есть, проще говоря, при проектировании военной техники нужно найти золотую середину: и чтобы она отвечала современным требованиям на поле боя, и чтобы была проста в эксплуатации, и чтобы экипаж защищала по максимуму, и чтобы была дешёвой в производстве, и чтобы производство было быстрым. Если выпадает какой-то параметр - значит неизбежно появляются проблемы.
Танк Армата был взят за пример, в первую очередь, как излишне нашумевший в инфополе военный продукт. Сделанные выводы абсолютно применимы и к любой другой технике, хоть авиационной, хоть космической, хоть морской.
Уже много лет подряд идут разговоры и соревнования в области производства современных истребителей 5-го поколения. Шли бесконечные сравнения их ТТХ с самолётами предыдущих поколений, шли долгие разговоры о перспективах конкуренции с аналогичными самолётами других стран. И вот сейчас, казалось бы, самое подходящее время испытать на практике, в реальных боевых действиях наш новейший истребитель 5-го поколения СУ-57, и что мы имеем? Мы имеем то, что данные машины работают на огромном удалении от фронта, на гарантированном расстоянии вне поражения вражескими ПВО. Потому что каждая потеря такой машины - большой урон, вот их и берегут как зеницу ока. Понятно, что ни о какой полноценной боевой работе на таких огромных расстояниях не может идти и речи. Вот и сравнивай после этого, кто эффективнее на поле боя - новый супер навороченный истребитель 5-го поколения, которого страшно отправить "за ленточку", или старые добрые советские трудяги СУ-25, летающие прямо над окопами и кошмарящие врага на линии боевого соприкосновения.
Точно такая же история с речным флотом - каждый год на военных показах и форумах демонстрируют "новейшие и современнейшие" разработки, а в реальности наши бойцы вынуждены передвигаться по Днепру на едва живых от старости корытах.
Так получается ровно потому, что военное производство, ввиду длительного отсутствия масштабных войн, напрочь ушло в коммерцию, вместо выполнения своих прямых обязанностей.
Любая сфера деятельности человечества, куда пробирается торговля и маркетинг, моментально "уродуется" во имя единственной и наиважнейшей для торговли цели - получении прибыли. Поэтому военная техника на протяжении уже долгих лет проектируется и производится для того, чтобы её можно было выгодно продать. Для этого, во первых, нужен красивый и грозный образ, чтобы выглядело эффектно и брутально. Во-вторых, должно быть много дорогих материалов и дорогой электроники, чтобы цена машины была повыше. Ну и в третьих, обязательно напичкать различными "инновациями" по делу и без дела, чтобы выглядело современно и прогрессивно. А то, что на реальном театре боевых действий появятся вполне земные эксплуатационные проблемы - пустяки.
Именно сейчас, когда мы стали свидетелями масштабных боёв с использованием самых различных видов вооружения, и пока мы ещё не окончательно ушли от прагматичного советского военного производства в тупиковые дебри коммерции, есть время переосмыслить и переориентировать наши планы по развитию военного производства. Есть в этом мире вещи, которые гораздо дороже денег, и военка - одна из них.
Военная техника должна проектироваться и производиться исключительно ради единственной наиважнейшей цели - защиты Родины от посягательств врага. И все усилия инженеров и конструкторов должны быть направлены именно в это русло. Если будем и дальше гнаться за прибылью - ничего хорошего из этого не выйдет.
Спасибо большое, что уделили внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи. До новых встреч!