Драма – живое, развернутое на глазах у зрителя действие, показанное в форме диалога, подкрепленное эмоциональной доминантой (пафосом), определенным образом, воздействующим на читателя или зрителя произведения.
Эмоциональная доминанта – это чувство, которое возникает у читателя или зрителя драмы.
Сценическое назначение драмы состоит в том, что наиболее высокое эмоциональное и эстетическое воздействие она оказывает, если ставится на сцене в театре, в синтезе с другими видами искусства (музыкальное, художественное, актерское и др.).
Впервые жанровое определение драмы и теорию драмы изложил Аристотель (трактат «Об искусстве поэзии). Он же дал определения трагедии и комедии.
Специфические литературные признаки драмы:
1. «Единство действия» как особенность построения сюжета. Драматическое действие должно быть целенаправленным, концентрированным, напряженным, связным и стройным, как в главных частях, так и в мельчайших деталях. То же самое относится и к поведению героев.
2. Композиционное членение на акты. В драме четко прослеживается трехчленное развитие сюжета: завязка, развитие действия, включая кульминацию, развязка. В каждом акте определенная фаза развертывающегося конфликта.
3. Своеобразие обрисовки характеров (через действие). Герои характеризуют себя через поступки, диалоги. Отношение автора к действующим лицам и событиям проявляется в принципе отбора явлений жизни для сценического действия – показывается только существенное.
К драматическим произведениям относятся трагедия, комедия и драма в узком смысле слова, как средний жанр.
1. Трагедия – произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Характеристики трагедии:
· Эмоциональная доминанта: страх, сострадание герою, очищение, сильный душевный подъем, ощущение чего-то возвышенного (катарсис)
· Центральные герои трагедии – сильные личности с мощным характером, высоким социальным статусом
· В основе сюжета – конфликт между героями, кульминация приходится на гибель героя. В момент кульминации достигается наивысший накал чувств, развивается эмоциональная доминанта у зрителя.
· Высокий жанр (созданный не для развлечения, а с высокой целью).
Развитие трагедии, как литературного жанра, на протяжении всего исторического периода характеризуется неравномерностью, т.е. в бурные, переходные исторические периоды, когда утверждаются новые общественные нормы, наблюдаются повышенная популярность к жанру у зрителей и авторов.
Мастерами трагедии в Античности были Эсхил, Софокл, Еврипид, в эпоху Возрождения – Шекспир, французские классицисты – Корнель, Расин, в 18-19 веках – Шиллер, Гете, А.С. Пушкин.
2. Комедия – драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Характеристики комедии:
· Эмоциональная доминанта: смех
· Центральный герой: герой, который оказывается в комичной ситуации или комедийный персонаж
· В основе сюжета – комические совпадения или недоразумения (интрига), диалог с остроумными репликами, каламбурами, смешными фразами. В финале – благополучная развязка.
· Комедии можно классифицировать на основании социальной идеи на комедии низкого жанра – комедии положений и комедии высокого жанра – комедии характеров.
Комедии можно классифицировать…
*По признаку структурной доминанты:
A. Комедия положений, в которой источником смешного является нелепое стечение обстоятельств, движущей силой – само действие, фабула с перепетиями, тайнами, комической путаницей, неожиданной концовкой.
Вариации:
- комедия интриги (в сюжете сложные перипетии и резкие повороты действия)
- комедия ситуаций ( в основе сюжета- курьезная, смешная ситуация)
- хорошо сделанная пьеса (пьеса, построенная по фформальным правилам определенного драматического канона)
- водевиль (короткая пьеса с танцами и песнями)
- комедия идей (фабула – исследование философской концепции)
- исторические формы – итальянская комедия масок, испанская комедия танца и шпаги, ученая комедия, фарс и др.)
- фарс (характеризуется использованием грубых, гротескных приемов)
B. Комедия характеров ставит персонажа на первый план и фиксирует внимание на различных недостатках людей, искажающих их человеческую сущность.
Вариации:
- Комедия темпераментов складывается на основании концепции четырех темпераментов, регулирующих поведение человека
- Комедия нравов – это «этюд о поведении человека в обществе, о классовых различиях, о разнице среды и характеров».
По эпохе написания:
- Античная
- Ренессансная
- Барочная
- Реалистическая и др.
В зависимости от категории комического:
- Легкая (используются разные формы юмора)
- Сатирическая
- Сентиментальная
- Лирическая (пьесы А.П. Чехова, в которых отсутствует «внешнее действие», но большое значение приобретает «внутреннее действие», где умалчивается о самом важном и значительном, но в диалоге персонажей идет речь о несущественном; огромный смысл передают детали и определенные реплики)
- Героическая ( в основе сюжета – столкновение персонажей, заканчивающееся счастливой развязкой).
Первым комедиографом был поэт Сусарион еще в античные времена. Популярными комедии были всегда, благодаря своему развлекательному характеру.
3. Драма в узком смысле – пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим; этому жанру характерно чередование смеха и слез, любой тип завершения – благоприятный или неблагоприятный конец.
Данный жанр возник в 18 веке в просветительской драматургии как средний драматический жанр. Среди представителей жанра – М.Ю. Лермонтов («Маскарад»), А. Островский («Гроза»), А.П. Чехов («Чайка»).
Классификация драмы в зависимости от фабулы произведения:
- Историческая (А.Толстой)
- Бытовая (А.Островский)
- Психологическая (А.П.Чехов)
- Героическая (Леонов)
- Интеллектуальная (Б.Шоу)
- Детективная (А.Кристи)
- Символистская (А.Блок)
- МЕЛОДРАМА – драма в узком смысле слова, отличающаяся острой фабулой, строящейся на внезапных поворотах, тайнах и узнаваниях, противопоставленными друг другу персонажами-масками (богаты-бедный, добрый-злой), форсированной, преувеличенной эмоциональностью, однозначным моральным выводом-поучением.
- ТРАГИКОМЕДИЯ – драма в узком смысле слова, основанная на резком контрасте трагических и комических сцен, где художественной установкой становится сам принцип контраста; в основе произведения образ мрачной, безвыходной реальности, завершением которой становится горький смех. Данный вид драмы возник еще в Античности (пьеса в прологе к Алефитриону «Плавт»), стала особенно популярна в 20 веке.