Законодательство Российской Федерации строго регулирует процесс заключения контрактов в бюджетных учреждениях. Одним из ключевых документов, определяющих этот процесс, является Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вопрос, который возникает при заключении контракта, касается его правовой природы. Является ли данный контракт гражданско-правовым договором? Кроме того, необходимо знать, нужно ли при его заключении или расторжении предоставлять сведения в Социальный фонд России (СФР). И наконец, какое наименование использовать в основании договора - "договор" или "контракт"?
После тщательного рассмотрения данного вопроса мы пришли к следующим выводам:
Все контракты, регулируемые Федеральным законом N 44-ФЗ, являются гражданско-правовыми договорами. Это означает, что при заключении и прекращении контракта на оказание услуг с физическим лицом, на которое начисляются страховые взносы, бюджетное учреждение обязано предоставить соответствующие сведения в СФР не позднее следующего рабочего дня.
Важный аспект - заполнение основания (наименования документа) при заключении контракта. В графе 8 "Наименование документа" следует указать фактическое наименование заключенного договора.
А теперь перейдем к обоснованию наших выводов:
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 и пункту 8 части 1 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ, контракт, регулируемый данным Законом, является гражданско-правовым договором. Предметом такого договора может быть поставка товара, выполнение работы или оказание услуги. Контракты могут быть заключены от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, государственных или муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений или иных юридических лиц в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Необходимо отметить, что в Гражданском кодексе РФ изначально выделялись государственные и муниципальные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Однако понятие контракта было дальше уточнено и расширено введением Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно этому закону, все контракты, заключаемые бюджетными учреждениями, регулируются гражданско-правовым договором.
Важно отметить, что при заключении контракта на оказание услуг с физическим лицом, на которое начисляются страховые взносы, бюджетное учреждение обязано предоставить соответствующие сведения в Социальный фонд России (СФР) не позднее следующего рабочего дня после заключения или прекращения контракта. Это требование является обязательным и основано на нормах Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Помимо этого, следует обратить внимание на правильное заполнение основания (наименования документа) при заключении контракта. В графе 8 "Наименование документа" необходимо указать фактическое наименование заключенного договора. Это позволяет избежать недоразумений и уточнений в будущем при указании наименования документа.
Таким образом, при заключении контрактов в бюджетных учреждениях необходимо учитывать их правовую природу как гражданско-правовых договоров. Контракты должны быть заключены с соблюдением требований Федерального закона N 44-ФЗ, а при заключении контракта на оказание услуг с физическим лицом, начисляющимся страховые взносы, необходимо предоставить соответствующие сведения в СФР. Кроме того, важно правильно указывать наименование документа при заполнении контрактной документации.
Соблюдение этих правовых аспектов поможет обеспечить прозрачность и законность процесса заключения контрактов в бюджетных учреждениях, а также предотвратить возможные правовые нарушения и недоразумения в будущем.