Найти тему
Роккульт

Десять крутых песен King Crimson 80-х

Оглавление

Возвращение King Crimson в 1981 году застало многих врасплох. Группа, распавшаяся в 1974-м после того, как Роберт Фрипп заявил, что с ней «покончено навсегда», вернулась не только с барабанщиком Биллом Бруфордом, но и с двумя американцами: легендарным сессионным басистом Тони Левином и гитаристом/вокалистом Эдрианом Белью.

Используя новые технологии того времени, включая гитарные синтезаторы Roland, Chapman Stick и электронную ударную установку Simmons, эта новая группа отказалась от меллотрона, использовала диковинные текстуры и полиритмические грувы.

Квартет выпустил альбомы Discipline (1981), Beat (1982) и Three Of A Perfect Pair (1984), став первым составом, записавшим три студийных альбома подряд за всю бурную историю группы. За время совместной работы они создали свой собственный музыкальный стиль и в процессе полностью переосмыслили и придали новый импульс King Crimson в 1980-х.

Перед вами десять лучших моментов из их творчества той поры.

Thela Hun Ginjeet

1981

После периода духовного уединения и работы с такими музыкантами, как Дэвид Боуи, Питер Гэбриэл и Брайан Ино, Фрипп собрал новую группу с гитаристом и певцом Эдрианом Белью. Отличившись как игрок с Фрэнком Заппой, Боуи и Talking Heads, дополнительная гитара Белью значительно изменила звучание группы. Многие из новых песен были основаны на циклических, взаимосвязанных арпеджио, которые Фрипп уподобил индонезийской музыке гамелан.

Discipline – один из лучших альбомов арт-рока 1980-х, и новое звучание группы лучше всего проявилось в Thela Hun Ginjeet. Ее быстрые, ритмичные гитары, фанковый бас (благодаря 10-струнной Chapman Stick Тони Левина) и грохочущая перкуссия от вернувшегося Бруфорда создают суперкинетическую атмосферу, а скандируемое название трека звучит так, будто оно взято с какой-то церемонии (на самом деле это анаграмма «жара в джунглях»).

Matte Kudasai

1981

Эта трогательная баллада, исполненная в стилях кантри и вестерн, зародилась, когда Фрипп жил в Нью-Йорке в 1977 году, работая над идеями для Exposure. Она была доработана Белью во время репетиций в Дорсете в 1981-м.

Название было взято Эдрианом из японского разговорника и переводится как «пожалуйста, подожди меня». Фрипп описывает игру Белью слайдом как «превосходную».

Three Of A Perfect Pair

1984

Испытав трудности и в конечном счете потерпев неудачу в записи альбома в 1983-м, King Crimson начали с нуля в следующем году и добились успеха. В песне Белью рассказывается о неблагополучной паре, находящейся в странных зависимых отношениях. О ком он мог такое написать? Хотя на первый взгляд все идет гладко, подтекст заключается в том, что в лагере King Crimson не все в порядке.

Neal And Jack And Me

1982

Фрипп, который читал произведения писателя бит-поколения Джека Керуака, вдохновился и передал Белью листок бумаги, на котором он написал: «I’m wheels, I’m moving the wheels». Тем самым он подал идею Белью написать захватывающий текст о жизни на дороге и боли от тоски по дому.

С циклическими риффами, движущимися со скоростью и напором тонко настроенного двигателя, развязка в последней трети песни представляет собой чудесное слияние вокала Белью и парящей гитары Фриппа. И стоит отдельно упомянуть Билла Бруфорда, чьи тонкие перкуссии имитируют клавиши пишущей машинки.

The Sheltering Sky

1981

Изначально появившееся как групповая импровизация, произведение включает игру Бруфорда на африканском слите – древнем инструменте, который резко контрастирует с окружающим его высокотехнологичным оборудованием. Поскольку оба гитариста использовали гитарный синтезатор Roland GR300, диапазон доступных тембров, тонов и звуков был значительно расширен. Эта загадочная и притягательная композиция является вдохновляющей работой коллектива.

Requiem

1982

Бурное звучание этого полностью импровизированного трека, с его ревущими гитарами, соперничающими за доминирование на фоне взрывной барабанной дроби и медленного баса, отражают серьезную размолвку, которую Белью и Фрипп испытали во время его микширования.

В конце концов, Белью потребовал, чтобы Фрипп покинул студию, что тот и сделал. Некоторое время казалось, что группа практически умерла – отсюда и такое название. Тем не менее этот трек стал мощной работой в истории Crimson.

Sleepless

1984

Именно бас Тони Левина вывел King Crimson из уныния на репетиции в Бирсвилле, Вудсток, которая шла в никуда. Бруфорд вспоминает, что во время работы над альбомом они с Белью делили комнату с гитаристом, страдавшим от приступов бессонницы:

Адриан утверждал, что в доме водились привидения и что ему снились очень странные сны, но так бывает, когда тебя поджимают сроки и тебе нужно написать текст. Адриан заработал каждый пенни за эти слова.

Возможно, еще более странным было то, что был выпущен танцевальный микс, который, как бы неправдоподобно это ни звучало, в то время стал небольшим хитом в танцевальных клубах Лондона.

Neurotica

1982

Еще в 1969 году, во время первого визита King Crimson в Нью-Йорк, они написали Pictures Of A City. Спустя десятилетие или около того они снова это сделали. Первоначально песня называлась Manhattan, она была написана во время гастролей в 1981 году.

В этом музыкальном воплощении нью-йоркской суеты квартет воссоздал пробки, шумные уличные сцены и сюрреалистический бестиарий города, который никогда не спит, с помощью своего собственного би-бопа и задорного рока.

Elephant Talk

1981

Начинаясь с риффа из Chapman Stick Тони Левина, этот трек звучал как решительный разрыв с прошлым, давая понять, что этот King Crimson не был похож ни на что из того, что было до него. Декламационный стиль вокала Белью сравнивали с Дэвидом Бирном из Talking Heads, с которым тот недавно гастролировал, а его рев, имитирующий животное возбуждение, стал определяющей характеристикой группы в 80-х.

Этот трек – первый случай на пластинке King Crimson, когда соло на гитаре исполняет не Роберт Фрипп, а кто-то другой.

Discipline

1981

Как сказал Билл Бруфорд:

King Crimson была единственной группой в мире, которая могла играть в 17/8 и останавливаться в 5-звездочных отелях.

Хотя это и не относится напрямую к данному треку, но, вероятно, достаточно близко к нему. Взаимосвязь сплетённых гитар Фриппа и Белью, просачивающихся ритмов Бруфорда и пружинящей басовой линии Левина сформировала музыкальный стиль группы, которая собралась вместе весной 1981 года.

На записи – выступление 1984 года и последний концерт квартета в 80-х.

Автор: Лапенкова Ольга

Читать также:

Почему Грег Лейк считал первый состав King Crimson очень странным и другие интересные факты о группе
Роккульт9 апреля 2021