Для развития ребенка эволюцией заложены определенные сроки, которые невозможно изменить волевым решением родителей, воспитателей или учителей. Если задача, предлагаемая ребенку, опережает его психическое развитие, происходит энергетическое обкрадывание мозга.
Реакция на раннее начало обучения бывает отсроченной и в дальнейшем проявляется в эмоционально-личностных нарушениях, склонности к частым заболеваниям, аллергиям, нарушениям речи, неврозам.
Попробуем посмотреть, что необходимо дошкольникам и младшим школьникам независимо от специфических возрастных задач.
РЕЧЬ
Речевое развитие является определяющим для развития всех других психических функций. С самого рождения ребенку необходимо слышать образцы речи и способы её употребления взрослыми.
Слушая, как мы говорим и поём, малыш вычленяет звуки, на которые опирается при формировании своей речевой системы. Можно проговаривать свои действия или действия ребенка, постепенно это войдет в привычку. На помощь родителям также приходят стихи, потешки и скороговорки.
Развитию речи очень способствует развитие тонкой моторики. С самого рождения малышу можно делать массаж пальчиков, постепенно превращая это в пальчиковые игры и соответствующие возрасту занятия лепкой, рисованием и прочие.
ЭМОЦИИ
В формировании психики ребенка большую роль играют эмоции, которые в свою очередь либо усиливают, либо ослабляют иммунную систему. Они же влияют на качество развития и обучения ребёнка, поэтому крайне важно познавательные процессы детей подкреплять позитивными эмоциями. Кроме того, необходимо учить детей распознавать как позитивные, так и негативные эмоции, и способам с ними справляться. Эмоции — это то, что развивает воображение ребенка.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сюда прежде всего относится телесный контакт ребенка с мамой. Его дефицит приводит к задержке созревания мозга, что, в свою очередь, обусловливает задержку психического развития.
Созревание мозга – процесс длительный, богатая натуральная сенсорная среда делает его здоровым и полноценным. При активном сенсорном развитии формируются зоны мозга, ответственные за мотивацию и самоконтроль, а также за эмоционально-волевые процессы.
Для развития тактильных ощущений лучше использовать натуральные материалы – дерево, шерсть, песок и так далее. Сюда же можно отнести массажи, самомассажи и растяжки для снятия всевозможных напряжений и тонусов.
ДВИЖЕНИЕ
В соответствии со своим развитием ребенок должен последовательно научиться сидеть, ползать, стоять и ходить. Отсутствие или опережение какого-либо этапа может сказаться на дальнейшем его развитии.
Ребенку при этом не нужна помощь взрослого в виде подложенных под спину подушек (чтобы держался), преждевременных вертикализаций (прежде, чем он сам научился стоять), вождения за ручку, ходунков и прочего.
В соответствии с возрастом ребенку необходимы свободные активные движения: бег, прыжки, игры в мяч, лазания, висения на перекладинах.
Также малышу с рождения необходимы покачивания, далее качели и карусели для формирования вестибулярного аппарата. Кроме того, для лучшего понимания и ощущения себя в пространстве ребенку (начиная с 2х-3х месяцев) нужно много времени проводить на полу.
ПРОГУЛКИ
Детям полезен свежий воздух. Педиатры рекомендуют проводить на улице не менее 2-х часов в день. Помимо насыщения мозга и тела кислородом, через пребывание на улице ребенок активно познаёт окружающий мир, растения, животных, насекомых, погоду, социум.
На улице ребенок свободен в своих движениях и перемещениях (в разумных пределах), чего невозможно обеспечить в домашних условиях. Кроме того, он сбрасывает накопившееся напряжение, развивает ловкость, мышление, учится наблюдать и созерцать.
Полезно совершать с детьми пешие прогулки на дальние расстояния.
ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ И РЕЖИМ
С рождения примерно до 7 лет у ребенка формируются пищевые привычки, которые останутся с ним навсегда, - они влияют и продолжат влиять на его здоровье.
Грудное вскармливание для младенцев; пища, приготовленная на пару для прикорма и простая здоровая еда для ребенка постарше – это то, что позволит сохранить энергию, здоровье и хорошее настроение и малышу, и взрослому. Следить за режимом ребенка – это также обязанность родителя. То, как и во сколько он засыпает, просыпается, обедает, спит ли днём, стимулирует или осложняет его способность и интерес к развитию.
РИТМЫ
Дети очень ритмичны. Под влиянием внешних и внутренних ритмов формируется и укрепляется их нервная система, появляется чувство стабильности и устойчивости. В связи с этим дети очень любят и ждут повторений и сами по нескольку раз повторяют и проделывают одно и то же.
Здесь на помощь также приходят ритмичные стихи, потешки, похлопывания, песенки, сказки с повторениями. Кроме того, полезно обращать внимание детей на изменения, которые происходят в природе и в человеке в течение дня, сезона, года.
ПЕРЕДАЧА КОНТРОЛЯ
С рождения и на протяжении всего периода детства (и далее), необходимо постепенно передавать малышу контроль над своим телом, поведением, формировать и расширять набор его обязанностей и компетенций.
На каждом возрастном этапе ребенок самостоятельно должен решать проблемы и задачи в соответствии со своим возрастом.
Например, длительное использование памперса (старше 1,5-2 лет), может способствовать торможению общего развития ребенка.
То же самое касается навыков ребенка, начиная с самостоятельно поднятой игрушки (примерно с того момента, как ребенок начал ползать), заканчивая одеванием, уборкой, уходом за собой и так далее. Стоит обращать внимание и на то, чем интересуется ребёнок, пытаться определять его ближайшую зону развития.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
То, как ребенок будет общаться внутри семьи и в социуме закладывается почти с рождения. Малыш щипается, тянет за волосы, пытается укусить, - мама мягко убирает ручки и с нежностью, но уверенно произносит: «Малыш, мне больно, делать больно нельзя».
Ребенок учится у нас взаимодействию – просьба о помощи и помощь другим людям, поведение во время ссор и конфликтов, способность наблюдать и оценивать, уважать, отстаивать свою позицию — это то, чему он учится на протяжении всей жизни, однако крепкие основы и схемы поведения должны быть простроены в дошкольный период.
ИГРА
Детям в любом возрасте важно играть. Малыши обожают, когда им корчат рожицы, играют с ними в «ку-ку», «мама большая-малыш маленький», «потягунушки» и прочие малышовские игры.
Дети постарше охотно играют в игры на коленках, пальчиковые и тактильно-двигательные игры, дальше добавляются игры в догонялки, игры с мячом, и по мере взросления ребёнок осваивает всё новые варианты самостоятельной игры и игры со сверстниками, игры по правилам.
Через игру дети познают окружающий мир, его устройство, взаимоотношения, проживают сильные эмоциональные моменты, развивают воображение, усваивают информацию. Игра очень органично стимулирует развитие мозга дошкольника.
ЛЮБЯЩИЙ ПОДХОД
Без надежного подкрепления привязанностью, которые испытывают родители и дети друг к другу, все вышеперечисленные навыки – это всего лишь психологически трюки, приемы, позволяющие облегчить жизнь ребенка.
Для того, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, на каждом этапе развития родители должны пытаться понять самих себя и своего ребенка, добиваться взаимной чуткости, сочувствия, развивать навыки мягкой коррекции поведения, изучать возрастные особенности малыша.
Выбирая такой любящий подход, можно не сомневаться в том, что ребенок будет полноценно развиваться и выработает у себя внутренний контроль, необходимый для счастливой и созидательной жизни.
Автор статьи: Татьяна Фролова, детский нейропсихолог
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ПРИРОДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
8 июля 20238 июл 2023
157
6 мин
1