Найти тему
РИА Новости

"Все будет со дня на день". К чему готовятся в Запорожской области

Оглавление
Танк Т-90-М "Прорыв" на передовой© РИА Новости / РИА Новости
Танк Т-90-М "Прорыв" на передовой© РИА Новости / РИА Новости

Мария Марикян

Ореховское направление — одно из самых напряженных на фронте. Бои усиливаются с каждым днем. Тут воюют в том числе добровольцы бригады "Царские волки". О том, как они отражают непрерывные атаки ВСУ, — в репортаже РИА Новости.

"Еще не время"

Выезд на позиции отряда "Барс 3 — Родина" за день переносился несколько раз. "Птица с ВОГами летает. Еще не время", — хрипела рация.

"В пять утра на нас выдвинулись три "Брэдли", три танка советских времен, пара пикапов. Бой шел несколько часов. Артиллерия встретила их достойно: откатились, — вводит в курс дела комбат "Барс 3 — Родина" с позывным Дядька. — Имеем дело с 10-м армейским корпусом ВСУ. Они долго с нами бьются, но безуспешно. У них большие потери".

Крупный "накат" был 7 мая — на позиции вышли шесть танков и несколько пикапов. Группа разделилась — часть техники отвлекала. Оперативно отреагировала артиллерия, один танк подбила. Остальные повернули обратно.

Выведенная из строя техника — в серой зоне. Пока не до транспортировки — "личный состав дороже". После неудачной попытки наступления вэсэушники сменили тактику: мелкими группами подбираются к лесополосе и рассредоточиваются.

"У них перегруппировка, подтягивают резервы. ДРГ прощупывают оборону. Пока больше всего достается нашим соседям справа и слева. Но хотят и на нас выйти", — объясняет комбат.

До этого он был на Времевском выступе. "Все предугадать нельзя, однако в целом их тактика предсказуема", — добавляет он.

"Иголка в стоге сена"

Непростая обстановка и на передовой близ Орехово. "Строго след в след, на обочину не сходим", — инструктирует встретивший нас командир роты с позывным Большой.

На позициях и подступах к ним — высокая трава, что бойцам только на руку: прикрывает блиндажи и окопы.

Пока идем по вырытым лабиринтам, солдаты сооружают дополнительные бойницы. Работают только в темное время. "Днем нас легко считать. Да и сейчас не сказать что безопасно. Чуть что — падаем в окоп, прячемся. А что делать: нужно готовиться к большому бою", — разводят они руками.

В последние дни сюда зачастили беспилотники. А в соседнюю лесополосу лезут диверсанты. Но все атаки пресекают. Благодаря дронщикам.

"На днях обнаружили позицию расчета коптеров, которые регулярно вылетали к нам. То есть, по сути, нашли иголку в стоге сена, — говорит оператор БПЛА с позывным Малыш. — Сложность в том, что они управляют дронами издалека, часто меняют дислокацию. С артрасчетами, танками и пикапами куда проще".

Он здесь с весны. На "большой земле" у него свой бизнес. "Самое трудное — скучают по семье. Хотя тут, можно сказать, появилась вторая: мы с парнями едим из одной тарелки, пьем из одной кружки, чуть что — прикрываем друг друга, — рассказывает Малыш. — На позиции — в полной боевой готовности. Даже спим в броне".

"Все в наших руках"

Добровольцы обороняются бок о бок с другими подразделениями российской армии. Обнаружили цель — тут же сообщили соратникам. Подключаются артиллеристы. Те с 8 мая работают днем и ночью активно. ВСУ обычно берут день-два на перегруппировку — и снова бьют. Артиллеристов прикрывают РЭБ и ПВО.

Помогают и танкисты — стреляют с закрытых позиций, поскольку местность не позволяет выкатываться на прямую наводку. Есть риск нарваться на ПТУР.

Танкисты в обороне. Действуют в основном по ночам. Днем — слишком заметная цель. Такая тут местность: холмистые поля с редкими перелесками.

Работают здесь в том числе с Т-90М "Прорыв" — это самая передовая российская машина. Двигатель можно при необходимости заглушить и переключиться на генератор. Это позволяет оставаться ночью фактически невидимым.

Круглые сутки работают и разведчики. Обнаружив технику ВСУ, передают координаты артиллеристам.

"Наша группа мотострелков прикомандирована к батальону разведки. Наши парни теперь в так называемой группе быстрого реагирования. На случай прорыва они тут же отправятся на передовую, помогать, — объясняет Волга, командир второй роты "Барс-3 — Родина". — Работают на БТР-82АМ. Машина точно и быстро выявляет цели даже ночью благодаря тепловизионному прицелу. Осваивают ее на полигоне".

Оттачивают план действий при разных сценариях. Например, как себя вести при обстреле. Что делать, если кого-то ранило.

"Секунда промедления — чья-то жизнь, — говорит Волга. — Обычно хватает трех-четырех занятий, чтобы освоить азы. Парни уже после второго показывают прогресс. И не скажешь, что добровольцы".

Состав разношерстный. Далеко не все с боевым опытом. Хирург, к примеру, здесь с весны. До этого — заместитель главврача в воронежском госпитале. Но сменил кабинет на блиндаж.

Регулярно выезжает на передовую. "Как-то попали под обстрел в районе поселка Щербаки. По нашим позициям ударил танк, много раненых. Мы выдвинулись на место. А они, завидев эвакуационный транспорт, принялись по нам лупить. Не всех удалось спасти в тот день", — вздыхает врач.

Своего самого тяжелого пациента не мог эвакуировать больше восьми часов: "Снайпер попал бойцу в лицо — пуля застряла в трех миллиметрах от жизненно важных органов. А стрельба не прекращалась. Делал все, чтобы ему не стало хуже. Слава богу, он выжил".

"Мы здесь ради одного"

Сейчас Хирург наравне со всеми осваивает БТР. А после обучает разведчиков из оперативной группы азам первой медицинской помощи. Живут в лесу — там отдыхают после ночных дежурств...

Из досок соорудили столовую, где старики делятся байками с новоприбывшими. Боец с позывным Кандидат преподавал философию в хабаровском военном вузе. "Когда пришла пора увольняться по возрасту, отправился сюда. Из идейных соображений прежде всего", — говорит он.

"Так или иначе, мы все здесь ради одного — победы", — добавляет боец с позывным Родригес. Представился замом комбата "по всем нерешаемым вопросам". За его плечами — вторая чеченская. Служил в спецназе Внутренних войск. Сравнивать конфликты не берется: "Теперь все по-другому".

В зоне СВО с первых дней. Все это время — в Запорожской области. На второй месяц командировки вывел 47 человек из-под танкового обстрела. Чудом все выжили.

С тех пор набрались опыта. Стали слаженнее, что особенно важно. Ведь ВСУ стягивают на этот участок фронта большие силы. Целятся на Токмак, откуда прямая дорога на Мелитополь и Бердянск. Часто в перехватах слышны поляки.

Но добровольцы, действуя на опережение, стараются "убавить аппетиты" ВСУ. Поэтому, несмотря на опасную обстановку, тренируются каждый день.