Привет! На связи команда Stream Park.
Статья предназначена в первую очередь для тех, кто планирует провести свою первую онлайн-трансляцию конференции, лекции, семинара и другого бизнес-мероприятия. Или если работаете в университете, школе, в EdTech и есть потребность в организации трансляции мероприятия самостоятельно.
Здесь будет базовая информация про карты видеозахвата, видеокамеры, коммутацию, звук, софт и платформы для онлайн-трансляции.
Разбирать будем на примере кейса нашей команды Stream Park, мы специализируемся на организации онлайн-трансляций и уже более 7 лет.
Цели и задачи онлайн-трансляции
Начнем с целей и задач конкретного кейса. Клиент (организаторы конференции) пришли к нам с запросом на организацию трансляции в Youtube. Мероприятие для узкой ЦА, без спонсоров и большого бюджета, поэтому задача была сделать просто и недорого.
Минимально рекомендуемая комплектация для таких мероприятий – 2 камеры: одна камера общего плана и средний план с видеооператором.
Сразу покажу результат. Зрителям по-очередно показывали план на спикера, общий план зала, презентацию докладчика заставки в начале и перерыве.
За кадром. Схема подключения оборудования
Сразу покажу схему подключения, по которой все заведено в конкретном кейсе.
Дальше более подробно о каждом элементе в этом проекте.
Сетап мероприятия для спикеров
Место проведения – конференц-зал сетевого отеля. Конференция классическая: спикеры по-очередно выходят к сцене с докладом и презентацией, потом отвечают на вопросы и приглашают следующего.
Дублирующая плазма (суфлер)
Перед спикером установлен TV 43 дюйма на низкой стойке – это так называемый «суфлер», обычно на него дублируется презентация спикера (чтобы не оборачиваться на экран) и подмешивается таймер обратного отчета (чтобы не вылезать из тайминга) или что-нибудь еще.
Фотки с презентацией не нашлось, но суфлер – невероятно важная и полезная вещь.
Подключение презентации
Ноутбук с презентацией лежит у нас на пультовой, спикер переключает слайды с помощью кликера Logitech R700 – отличный девайс для залов до 100-150 человек.
Дополнительно можно воспользоваться USB-удлинителем по витой паре, мы используем самый простенький с Алиэкспресс за 200 рублей. В спецификации заявлено 40 метров, но в жизни мы больше 20 не протягивали. Обычный USB удлинитель теряет сигнал на 2-3х метрах и не очень жизнеспособен.
ПК с картами видеозахвата
Основные сетапы для онлайн-трансляции делятся на два типа: компьютер с картами видеозахвата PCI и ноутбук с внешней картой захвата или видеомикшером типа Atem mini.
Единственный плюс решения с ноутбуком и ATEM MINI – компактность, в остальном плюсы заканчиваются, поэтому мы работаем с полноценным ПК с картами видеозахвата PCI Express.
Компьютер для онлайн-трансляции и сетап
В компьютере установлено две карты видеозахвата Blackmagic Duo 2, это видеозахват на 4 входа – т.е можно подключить по 4 источника в каждую карту, условно 3 камеры и ноутбук с презентацией. Вторая фактически резервная, если что-то пойдет не так – перекинем на запасную.
Характеристика ПК
- Процессор AMD Ryzen 7 3800X 3.9 ГГц
- Материнская плата GIGABYTE B550 AORUS ELITE V2
- Видеокарта Palit NVIDIA GeForce RTX 3060 12gb
- SSD WDS 500GB x 2 шт
- Питание Thermaltake LT-650P
Конкретно такой сетап по железу избыточный, когда-то начинали со старыми серверным Xeon купленном на Авито и видеокартой 1050 на 3gb. Если не планируете делать одновременно мультизапись (все камеры, презентацию и тд), стрим на 3 платформы одновременно и крутить тяжелые 4К видеоролики – требования к компьютеру будут не высокие. Главное учитывайте количество линий и слотов PCI-Express.
В нашем случае в одну карту вставлено 2 камеры, презентация и 1 вход настроен на выход и линия идет к плазме-суфлеру.
Ноутбук, с которого идет презентация – обычный средний игровой ноут. В настройках установлен дублирующий монитор, поэтому через HDMI выход мы забираем сигнал с презентации на основной комп.
Но в целом допустимо использовать внешнюю hdmi карту захвата для презентации, чтобы можно было подключить напрямую без конвертора. Мы часто используем модель PALMEXX HDMI to USB, в Москве стоимость на них 800 рублей. Это не супер-надежное решение для стрима, но работать будет.
Сигнал на проектор можно выдать через SDI, но карты видеозахвата дают задержку в несколько кадров и начинается небольшой рассинхрон, поэтому вывод контента на экран – обычно только через HDMI. Соответственно, соседний выход идет на монитор.
Видеокарту рекомендую покупать сразу на 4-ре выхода.
Карты захвата для онлайн-трансляции
В нашем компе установлено 2 карты Blackmagic Decklink Duo 2 по 4 входа, в этом кейсе фактически используем только одну – вторая стоит как бы в резерве.
Вот несколько основных моделей, которые мы используем внутри продакшена.
Все это решения для Full HD захвата, на официальном сайте можно посмотреть всю линейку, вплоть до 8К разрешения и 8 входов, но в реалиях 2023 года для онлайн-трансляции это просто не нужно.
Соответственно, соседние модели Blackmagic Duo – на 2 входа, Blackmagic MiniRecorder – 1 вход SDI или HDMI, плюс у нас есть еще модели Blackmagic Quad 2 (на 8 входов full hd), но вам скорей всего такое количество входов/выходов не потребуется.
Акцентирую внимание именно на производителе Blackmagic Design – это самые надежные SDI карты, проверенные временем.
На Aliexpress еще продается бренд Acasis, фактически это копии линейки Duo/Quad в 3 раза дешевле, но говорят, что они пропускают кадры и для серьезной работы не годятся. Большинство тех, кто делает онлайн-трансляции на коммерческой основе работает именно на Blackmagic Design. Внутри команды Stream Park мы провели более 1000 стримов именно на этом оборудовании и карты никогда не подводили.
Конверторы
В нашей схеме используется Blackmagic Micro Converter HDMI to SDI (захват презентации) и Blackmagic Micro Converter SDI to HDMI (вывод контента на плазму). Опять же – есть китайские аналоги в несколько раз дешевле, но это на ваш страх и риск.
Коммутация для онлайн-трансляции
SDI коммутацию мы используем от бренда японского бренда Canare. Длинные покупаем «в нарезку» с обжатием, короткие на 0,5-2м – в готовом виде. По стоимости они бывают разные, в среднем от 100 руб за метр. Могу порекомендовать Canare L-3C2VS – это точно хорошая модель, которая спокойно пробивает сигнал на 50 метров и удобна в использовании за счет эластичности.
HDMI – какой придется. Все, что нужно знать – сигнал по обычному HDMI больше 10 метров не пробьет, если нужно больше – гуглите “оптический hdmi”, но нет ничего прекрасней/дешевле и надежнее SDI.
Для передачи видео еще есть оптика, но это дороже и нужны конверторы.
Камеры для онлайн-трансляции
Это раздел, который требует отдельной статьи, но постараюсь донести базовую информацию.
Внутри команды Stream Park мы используем камкодеры Sony PXW-Z190. Это профессиональная камера с хорошей матрицей 3CDM 4K, оптикой x720 и огромным количеством настроек. Отлично зарекомендовала себя при онлайн-трансляции деловых мероприятий (конференций, конгрессов, форумов и пр.), одно из лучших решений по соотношению цена и качество.
Помимо классной картинки в любых предлагаемых обстоятельствах – отдельный плюс это оптика, с помощью которой можно работать даже на больших площадках.
Конечно, начинающим нет смысла покупать такие камеры, поэтому можно посмотреть более дешевые варианты. У нас в блоге есть отдельная статья по камерам для онлайн-трансляции, но она 2019 года выпуска и не самая актуальная.
Видеокамера с SDI выходом
Если брать более современные аналоги в классе ниже – посмотрите Sony PXW-x70 и более старшую модель Sony Z90. Эти модели вышли 4-5 лет назад, но все еще актуальны. Форм-фактор у них handycam и оптика сильно проще, но они точно надежные и будут безотказно работать десятки часов без остановок.
Камеры с HDMI выходом
Если совсем упрощать – HDMI камера всегда хуже, чем SDI.
Есть большое количество handycam с hdmi выходом, особенно на рынке с пробегом. Теоритически, подойдет любая цифровая видеокамера, но здесь лучше почитать отзывы про конкретную модель – hdmi выход имеет свойство быстро выгорать (особенно, если часто отключают “на горячую”.) и в целом hdmi говорит о том, что камера – не для трансляций. Если камкодер Sony PXW-Z190 будет работать десятки часов без остановки и все будет ок, то с handycam на hdmi у меня нет такой уверенности.
Беззеркальные камеры
Отдельно про фотоаппараты типа Sony A6300, Sony a7s, Sony GH, Blackmagic Pocket и так далее. Ключевое преимущество беззеркальных камер – качество изображения, основные минусы – ужасная эргономика, ограниченные возможности оптики, настроек камеры, но самое главное – пресловутый HDMI, который может отвалиться в любой момент.
Звук
Звук в онлайн-трансляции – это целый мир, в котором я не самый большой эксперт, поэтому коротко.
Если мы говорим о трансляции небольших деловых мероприятий, в большинстве случаев они проходят конференц-залах отелей и на месте есть базовые ручные микрофоны, аналоговый аудиомикшер и акустическая система.
Ниже схема для подключения звука в случае аналогового пульта, в схеме появляется аудиокарта.
В редких случаях в аналоговых пультах есть встроенная аудиокарта (на схеме как раз модель Soundcraft Notepad-8FX с встроенной картой на борту), но скорей всего придется завестись аудиокартой.
Могу порекомендовать аудиокарты Focusrite и не рекомендую Behringer, особенно совсем дешевые модели от этого бренда, они часто сгорают полностью или выгорают отдельные входы.
На специализированных площадках чаще всего оборудование уставшее и не очень хорошего класса. Если у клиента есть бюджет – мы рекомендуем заказывать «звук под ключ» и привозить все на площадку. В первую очередь нужен цифровой аудиомикшер и микрофоны, в нашем случае модель пульта Berhinher X32 Compact, наш радиомикрофон Shure SLXD24E/SM58 и на этом проекте использовались два местных от непонятного бренда Electro Voice, которые лежали в резерве и использовались для вопросов из зрительного зала.
Плюс на мероприятиях обычно просят включать фоновую музыку в начале или перерыве, в нашем случае для этого используется тот же ноутбук, что и для презентаций. Подключается через обычный аудио-выход ноутбука, далее в di-box и аудиомикшер. На схеме это подключение не отображено.
Что еще нужно знать про звук?
- Петлички можно использовать в онлайн-трансляции/записи только если не используется акустическая система. Если рядом колонки – будут наводки.
- Если с ручным микрофоном спикеру неудобно – можно использовать микрофон с оголовьем, но здесь есть свои нюансы.
– Еще остались конференц-микрофоны (гуси с кнопкой), но это в первую очередь для формата «пленарка», когда на сцене несколько кресел или трибуна.
Результат
В нашем случае онлайн-трансляция проводилась на Youtube, зрителю показывали преимущественно докладчика с презентацией и общие планы в перерыве или эпизоды, когда спикер отвечал на вопросы из зала.
На пультовой всегда стоит ноутбук с открытой трансляцией.
Софт для онлайн-трансляций
На данный момент, есть две основных программы, которые используют для трансляций это OBS Studio и vMix.
Если у вас MacOS – придется работать через OBS Studio. Если Windows – совершенно точно лучше использовать vMix. Из минусов – он платный, но с триальным периодом 60 дней. Не будем рассказывать как скинуть триал, но делается это элементарно.
vMix это профессиональный программный видеомикшер с огромным количеством возможностей, в том числе наложением эфирной графики и маршрутизации аудио/видео. Аналогов фактически нет.
Управление стримом
Переключать камеры, запускать видео и графику удобнее с помощью внешнего контроллера. Мы используем Stream Deck. Все кнопки можно забиндить так, как удобно после установки плагина интеграции для vMix или OBS.
Недавно вышла модель Elgato Stream Deck Plus, в которой есть еще регулировка громкости. Можно настроить любой канал – это совершенно точно удобнее, чем мышкой.
Служебная связь (Интерком)
Для общения внутри команды используется интерком, в нашем случае используется модель Eartec ultralite, в зависимости от конфигурации можно настроить от 2-х до 8-ми устройств.
Еще есть устройство Tally light, это специальные цветные индикаторы/лампочки, которые устанавливаются на видеокамере и в зависимости от цвета дают информацию оператору о том, какая камера сейчас в эфире. На конференциях и других бизнес-мероприятиях в их использовании необходимости мало, но на различных «громких» концертах – вещь необходимая.
Площадки для онлайн-трансляций
Выбор площадки для онлайн-трансляции – тема для отдельной статьи. Если коротко, задачи бывают двух видов – максимальный охват по аудитории или монетизация закрытой базы.
Проще говоря, если контент бесплатный и для всех – стримят в социальные сети клиента/бренда. Если мероприятие «закрытое» и требуется авторизация, вход по паролю или маске почтового адреса – можно воспользоваться закрытой платформой: могу порекомендовать Kinescope, Facecast, Boomstream и Bizon 365.
У всех есть свои плюсы, минусы и разная тарификация.
На Youtube все очень серьезно с пиратским контентом. Если в эфир пойдет пиратская музыка или отрывки из фильмов, рекламы и любого другого авторского контента – стрим могут забанить или после окончания трансляции отключат монетизацию или вырезают отрывок аудиодорожки.
На VK таких ограничений нет, недавно даже разрешили делать ретрансляцию спортивных мероприятий мировых соревнований. Плюс у VK качество видео значительно лучше, чем на Youtube.
Про трансляцию на facebook писать на данный момент смысла нет, но они сильно позади уровня VK и Youtube как минимум из-за низкого качества стрима и дурацкого ограничения на 8 часов онлайн-трансляции.
Завершение
Поверхностно раскрыл все основные разделы о том, как сделать онлайн-трансляцию мероприятия самостоятельно. Будут вопросы – пишите в комментариях, буду отвечать и дополнять статью по необходимости.
Если что-то совсем срочное – у нас есть чат для стримеров, в котором сейчас около 700 человек, которые точно смогут помочь более оперативно.
Ну и если вам нужно провести онлайн-трансляцию или вебинар в Москве – приглашаю в нашу студию podcastkultura.ru.