Найти тему

Глава 5. Ребенок от трех до семи лет. Это нужно знать!

Считать умею и пишу,

Веду, как взрослый, диалоги!

Но, как устроен мир - спрошу,

Ах, да, и для чего букашкам ноги?

Картинка из общедоступного источника.
Картинка из общедоступного источника.

Ребенку уже три года. Он еще далеко не взрослый, но изо всех сил старается быть похожим на папу или маму. Однажды увидев, как мама красит губной помадой губы, тоже пытается повторить это самостоятельно. Или став свидетелем, как папа ловко забивает гвозди в стену, уже деловито шагает с молотком, проделать эту мужскую работу. Стремление ребенка подражать родителям во всем, становится, все более, заметно в каждом действии. Это подражание и закладывает личностные качества характера ребенка. Поэтому не стоит удивляться, если малыш часто становился невольным участником скандалов и ссор, между родителями, то и, не исключено, его провокационное поведение в отношении самих родителей, либо других людей.

Например, ребенок слышал скандал между родителями по поводу разбросанных в доме вещей, поэтому в случае обиды на родителей он начинает провоцировать их, разбрасывая свои игрушки или вещи. Такое поведение вполне закономерно, и, оно отражает демонстративность ребенка на право стать зачинщиком своего скандала.

В период от трех до пяти лет, ребенок должен точно знать кто он, мальчик или девочка. Из отношений между родителями у ребенка формируется картина о поло - ролевой принадлежности его самого. Этот интерес у детей появляется в начале посещения детского сада. Здесь они знакомятся друг с другом, вместе играют, кушают, спят. Что и подталкивает их искать различия и сходство между мальчиками и девочками. Реализация этого интереса происходит через игры, когда дети начинаю играть в доктора и пациента или дочки - матери. Но определение поло - ролевой принадлежности может быть затруднено из-за того, что ребенок слышал, как мама кричала на папу «да какой ты мужик, если не можешь...», или «...любая женщина лучше справится, чем ты». В сознание мальчика будет формироваться мысль, что быть мужчиной - это плохо и женщины их не уважают.

Для девочки, тоже будет трудно определить свою роль, если она часто слышит от папы оскорбления в мамину сторону или женщин в целом. Она будет бояться быть женщиной, чтобы не подвергаться унижениям и обидам.

Чтобы ребенок мог уверенно определить свою принадлежность к мужскому или женскому полу, у него не должно быть никаких сомнений, что тот или иной пол в чем-то хуже. Ему необходимо видеть взаимное уважение родителей, понимать с какими делами справляется мама, а какими лучше заниматься папе.

Случай из практики.

На прием обратилась Виктория, причина ее обращения - замкнутость ребенка Ани 3,5 года. По словам Виктории, Аня до трех лет была достаточно активным и общительным ребенком. Но после того как ее в 3 года отдали в детский сад Аня стала не общительной и замкнутой. Хотя воспитатели говорят, что в группе с детьми она хорошо ладит и общается.

В результате беседы с Викторией было выяснено, что на момент рождения ребенка она была матерью - одиночкой, и спустя год, после родов, ей пришлось выйти на работу. С года до трех лет мама видела ребенка мало, так как приходилось много работать. С ребенком в это время сидела мама Виктории. В три года Аню отдали в детский сад, Виктория вышла замуж и появилась возможность некоторое время отдохнуть от работы. Мама Виктории, смогла уехать к себе домой. Теперь, Аню забирает, из детского сада, мама сама и по приходу домой ребенок становится замкнутым.

При работе с Аней было предложено нарисовать себя и свой дом.

После интерпретации рисунка, у Ани была выявлена повышенная тревожность и недоверие в отношениях, как к маме, так и к отчиму. Ребенок не видел своего дома, как места, где может дружно жить семья. И связано это в первую очередь эмоциональным разрывом между Аней и Викторией.

После разъяснения проведенной работы, Виктории стало понятно какие шаги нужно предпринять, чтобы проникнуться материнской заботой и завоевать доверие Ани.

Спустя четыре месяца Виктория позвонила и рассказала об успешно налаженных отношениях в семье. Теперь, для Ани, дом стал радостным местом.

В семье, где растет ребенок важно отсутствие двойных стандартов. Двойные стандарты больше касаются разрешения и запрета. Все члены семьи должны придерживаться одного мнения и не менять его втайне от других. Например, ребенку нельзя есть много сладкого, и мама на сегодня уже запретила кушать конфеты, но ребенок пошел к бабушке, которая разрешила, пока мама не видит.

Родителям свойственно требовать от ребенка выполнения таких обязательств, которые не выполняют сами. Самое распространенное - просят ребенка не врать, хотя сами показывают, как это надо делать на простом примере. Звонок в дверь, мама заведомо знает, что пришла соседка, но она не готова к ее визиту, и, просит мужа сказать, что она ушла в магазин, будет позже. Ребенок все слышит и не понимает, почему его просят не врать, хотя сами это делают. Такие двойные стандарты хорошо закрепляются у ребенка, что в свою очередь обесценивает просьбы и требования родителей.

В этом периоде у ребенка продолжает активно развиваться речь, этому способствует общение со сверстниками и развивающие игры в детском саду.

Но кроме общения в детском саду, малышу необходимо и общение с взрослыми членами семьи. Так как именно взрослые являются для детей истинными авторитетами и кладезю знаний. Детей так сильно волнует этот мир и все в нем происходящее, что они задают любые вопросы, даже на который взрослые не, всегда, готовы дать ответ. Им нравится задавать вопросы и получать ответы, и, чем больше ответов, тем больше новых вопросов. Никогда не нужно ограничивать детей фразами «ну все, хватит, ты мне надоел с вопросами» или «иди, приставай к дедушке». Если малыш, действительно, утомил. И его бесконечные почему, как, зачем, не утихают, или, нет времени отвечать на очередной вопрос, нужно сказать, что готовы его выслушать, но чуть позже, сейчас нужно сделать другие дела. Либо, мне очень нравится, что ты такой любопытный, но мы вернемся к этим вопросам позже.

Наличие большого количества вопросов говорит о том, что у ребенка развиваются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение. Развитие этих процессов необходимо, потому как для ребенка наступает время серьезных изменений. Из одной социальной среды — детский сад, он готовиться вступить в другую — школа.

К этому моменту ребенок уже способен различать геометрические фигуры; владеть понятиями о величинах (длине, высоте); сравнивать числа, математические знаки и буквы; находить лишние предметы, среди предметов одного типа; составлять рассказы по картинкам, соблюдая последовательность; вести диалог и монолог; читать по слогам и писать буквы.

Ребенок взрослеет, к семи годам у него появляются новые обязанности и ответственность.

Если раньше он гулял с родителями, то сейчас разрешается гулять самостоятельно, даже ходить в магазин за покупками, не далеко от дома. Некоторым детям, родители доверяют присматривать за младшим ребенком, пока сами заняты домашними делами. Соответственно эти обязанности накладываю и определенную ответственность на ребенка. Ощущая такую ответственность, ребенок приучается к самостоятельности. Бывает, что дети, почувствовав свою самостоятельность, начинают принимать сами решения, которые не всегда одобряются родителями. Но не нужно спешить ругать и наказывать ребенка за это. Сначала уточните, почему было принято именно это решение, затем объясните, как правильнее было бы поступить.

Например, ребенок пошел в магазин за хлебом, а пришел с шоколадкой. Неправильная реакция мамы — я тебя просила хлеб купить, зачем ты купил шоколадку.

Правильная реакция — ты купил шоколадку потому, что захотел сам или потому, что в магазине закончился хлеб (уточнение о принятом решении). В следующий раз я хочу знать об изменениях в покупках заранее (объяснение как поступать правильно).

В первом случае ребенок посчитает, что не в праве был принимать такое решение и почувствует себя без вины виноватым.

А во втором случае, ребенок будет чувствовать важность принятие своего решения и ответственность перед просьбой родителей.

Вот так сильно могут отличаться манеры общения с ребенком, которые в итоге в дальнейшем будут формировать его самостоятельность и ответственность.

Случай из практики.

За консультацией обратилась Евгения по поводу своего сына Степы 6,5 лет. Степа не хочет ходить в магазин и покупать самые простые вещи, когда родители заняты делами. Евгения обеспокоена, что скоро в школу идти, а ребенок плохо проявляет самостоятельность.

В беседе Степа рассказал, что его родители никогда не разрешали помогать им по дому. Говорили, что он делает все медленно и неправильно. Не дожидались результата и делали все сами.

Дальнейшая работа проводилась с обоими родителями Степы с целью разъяснения сложившейся ситуации и принятию мер по ее исправлению.

Бывает, что благополучно существующая семья сталкивается с проблемами, которые наносят больной удар, как по самим родителям, так и их детям. К таким случаям можно отнести, пожалуй, очень распространенный — уход одного из родителей из семьи. Под уходом понимается любое событие, приводящее к длительным расставаниям, либо навсегда. Эта тема актуальнее именно в этой главе, потому что здесь дети становятся более взрослыми и понимающими. В предыдущем возрастном периоде, такая утрата переживается детьми меньше и не наносит сильных психологических травм. Потеря одного из родителей для детей, в период от трех до семи, характеризуется не только болезненным душевным состоянием, но и переломом всего процесса воспитания в целом. Так уход из семьи отца, для мальчика будет знаменоваться потерей целого комплекса образцов мужского поведения, характера, логики мышления и мужской поддержки. Для девочки уход матери — потерю эталонов женственности, красоты, материнской любви и заботы. Для мальчика уход матери принесет утрату материнской любви и заботы, для девочки уход отца — защиту и отцовскую любовь.

Понятно, что уход одного из родителей ведет к нарушению процесса воспитания, так как до этого события всегда было равновесие в отношениях. Там, где для ребенка мама не была необходимым авторитетом, им был папа и наоборот. В сложившейся ситуации, дети могут выходить из-под контроля, и при утрате одного из авторитетов, начинаю искать себе альтернативные замены. Такими заменами могут стать случаи привязанности к другим членам семьи, воспитателям, учителям. А возможно установится и негативная связь с ребятами хулиганами.

Нельзя исключать случая, когда ребенок, настолько сильно, любил ушедшего родителя, что спустя какое-то время замкнулся в себе, перестал проявлять былую активность. В каждом из случаев, необходим индивидуальный подход к поиску решений по выходу из этих ситуаций. Но универсальным средством помощи ребенку, будет: возможность уделять больше времени, стать внимательным слушателем, умение видеть и понимать его эмоции.

Благодарю читателей, которые стали моими подписчиками и оценили четвертую главу! Книгу полностью можно скачать здесь, даром: https://www.b17.ru/book/408/