Зачем кресло в рубке капитана первого в мире круглогодичного речного электротрамвая поставили на рельсы и когда первый маршрут, запущенный 20 июня, продлят до парка «Фили»? Об этом и многом другом узнал наш репортёр, побывав на борту рейса «Киевский» – «Сердце столицы».
Мэр Москвы Сергей Собянин:– В этом году мы запустим ещё один маршрут и в ближайшие годы планируем ещё три маршрута. Таким образом практически вся акватория Москвы-реки во всех границах города будет так или иначе охвачена пассажирским движением.
У Киевского причала внушительная очередь: электротрамвайчики невероятно популярны. «Техника будущего», – кратко отвечает на мой изумлённый взгляд на очередь капитан судна «Филька» Валерий Мельчанов. Вместе с ним мы отправляемся в плавание.
ОБЗОР – 360 ГРАДУСОВ
В пути от работы капитана отвлекать нельзя – дверь в рубку закрыта. «Отвечаю за пассажиров, важно, чтобы их путь был комфортным и безопасным, – отмечает Валерий Валентинович. – Также нужно следить за сообщениями, которые приходят по радиосвязи, и своевременно объявлять остановки».
Но в рубке с разрешения капитана я всё же побывала – пока «Филька» стояла на зарядке на Киевском причале. «Посмотрите, какой обзор. Плюс дополнительно я получаю информацию с камер видеонаблюдения, установленных на борту. Видно всё вокруг судна на 360 градусов. Так что постоянно в курсе всего происходящего», – говорит он. Кресло у Валерия Мельчанова капитанское. Подстраивается не только по высоте, можно изменить и удалённость от пульта управления. Вперёд-назад оно ходит по специальным рельсам. «На судне кресло с колёсиками небезопасно, можно уехать не туда», – улыбается капитан.
ВРЕМЯ ЛЕТИТ НЕЗАМЕТНО
Почти 40 лет Валерий Мельчанов проработал на флоте – водил танкеры по реке Лене. «Переехал в Москву, узнал о запуске электросудов, решил опробовать новый вид транспорта. Прошёл обучение… и работаю с огромным удовольствием. Чувствую себя туристом: «Москва-Сити», гостиница «Украина», красивые мосты – сплошные достопримечательности на маршруте», – поделился Валерий Валентинович.
Смена капитана длится 12 часов. Но, по его словам, рабочее время пролетает незаметно.
«Судно идёт плавно, бесшумно. Серьёзно облегчает работу электроника, многие процессы выполняются автоматически, – отмечает мой собеседник. – Часто суда, на которые мы заступаем на дежурство, ночуют на причалах. И рядом с каждым находится или станция метро, или остановка общественного транспорта. Так что путь до работы очень удобный».
Валерий Валентинович в семье первый, кто связал свою жизнь с флотом. «У меня две дочки, с нетерпением жду внуков. Надеюсь им привить любовь к флоту, верю, что они пойдут по стопам деда. Ведь свою профессию считаю лучшей», – утверждает капитан.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Электротрамваи назвали по именам протекающих в Москве рек. Три из них – в нашем округе:
Сетунь – протекает в одноимённой долине. Её исток – пруд около деревни Саларьево, в Москву-реку впадает у Бережковского моста.
Раменка – правый приток Сетуни. Часть долины реки имеет статус особо охраняемой природной территории.
Филька – правый приток Москвы-реки. Образует Мазиловский пруд. Большая часть речки заключена в подземный коллектор.
ПЕРСПЕКТИВА
В компании-операторе речного транспорта «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» нам рассказали, что до парка «Фили» маршрут планируют продлить до конца этого года. Также по мере готовности будут открываться новые причалы на первом участке – «Береговой» и «Западный порт». Так что впереди у нас новое путешествие – уже по полному маршруту и по зимней Москве-реке.
КСТАТИ
В автобусах и электробусах обновляют аудионавигацию, чтобы обеспечить пассажирам более удобную пересадку на речной транспорт. У шести причалов речного маршрута «Киевский» – «Сердце столицы» проходит свыше 20 маршрутов наземного транспорта. Теперь на остановках на этих направлениях будут звучать объявления о выходе к конкретному причалу.