"А интересно, — подумал Ёжик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?" — и он стал медленно спускаться с горки, чтобы попасть в туман и посмотреть, как там внутри."
"До чего же странные и дурацкие вопросы приходят в голову этому Ёжику. Ну кто вообще спустился бы в страшную темень ради какой-то кобылы, чтобы убедиться в том, что Лошадь не захл... А ведь действительно... Каково ей там, в тумане? Каково вообще быть в тумане? Ладно, хоть это глупое решение, но пусть Ёжик и я (как зритель) посмотрим, что там, в тумане...»
Рад приветствовать вас, драгоценные читатели. Вы можете спросить, к чему было такое нестандартное вступление? А я отвечу, что именно такой была моя реакция на погружение Ёжика в туман, и ИМЕННО в реакции зрителей кроется основная философия этого мультфильма.
Хотите узнать, почему? Дочитайте статью до конца и рассмотрите вариант подписки на канал, если вам понравятся мои рассуждения.
Что может быть прекраснее, чем томным вечером под успокаивающие звуки дождя включить какой-нибудь старый уютный мультфильм? "Ёжик в тумане" всегда в детстве мне казался странным произведением. Конечно, я ценил слегка жутковатый стиль и персонажей этого мультфильма, но считал происходящее на экране психоделом.
Недавно решил вновь взглянуть на этот мультик, и в этот раз всё действо мне не показалось бредом. Наоборот, я разглядел в этом творении множество метафор, о которых и хочу написать в этой статье.
Многие спросят: "А ты кто вообще такой, чтобы рассуждать об этом мультике? Философ иль кинокритик хотя бы?
Отвечу гордо: "Я простой зритель, любящий анализировать только что увиденное".
Не вижу ничего плохого в том, чтобы высказать своё непрофессиональное мнение об этом кино. К тому же, в этой статье я планирую включить также мысли автора самого мультфильма, коим является Юрий Норштейн.
Начинается сие произведение с краткой экспозиции: Ёжик, как объясняет рассказчик, идёт к своему другу Медвежонку, чтобы вместе с ним посчитать звёзды на небе.
Основные действия мультика разворачиваются в тумане - под эту локацию отведено около 80% всего хронометража. Остальные 20% - привычная для Ёжика дорога от своего дома к Медведю.
Юрий Борисович высказался о пути главного героя так:
"Ёжик, пока идет через туман, мыслями забегает вперёд. Он живет в предчувствии. В детстве, когда я шёл по длинному коридору коммунальной квартиры (по которому ходил Волчок из "Сказки сказок"), мыслями я был уже во дворе, уже слышал голоса друзей. Я уходил в это сияние, в этот свет. И Ёжик, пока идет сквозь туман, предполагает будущую ситуацию - с малиновым вареньем и можжевеловыми дровами. И он на самом деле - счастливый человек".
Его слова хорошо описывают состояние персонажа в тумане, но они совершенно не вяжутся с началом мультфильма. Ёжик не знает о том, что попадёт во мглу. Туман следует воспринимать как неожиданное препятствие, появившееся в жизни Ежа. Это самая жуткая и напряжённая часть фильма, хотя и в обычной "дотуманной" жизни психодела хватает. Например, уже на первой минуте мультфильма появляется таинственная Сова.
Многих этот персонаж пугал в детстве, однако сам Ёжик обращает на него мало внимания. Лишь в одной сцене главный герой называет филина "психом", а после этого равнодушно уходит.
Юрий Норштейн описывал сыча так: "
Филин — это тот же Ежик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной".
Этого персонажа можно смело называть тёмной стороной Ёжика, которая, тем не менее, нисколько не затрудняет путь главному герою. Филин не играет никакой роли в пути Ежа, он просто есть. Нам нужно принять то, что у каждого человека есть такой внутренний двойник, и быть к нему равнодушными.
Ну ладно, Сова практически не участвует в основном сюжете. Главное приключение Ёжика начинается в тумане.
Сначала главный герой видит мифическую кобылу. Лошадь издавна считалась очень полезным и умным животным. Красоту этого существа подчёркивает его цвет - Лошадь окрашена в чистый белый свет.
Ёжик задаётся вопросом: "Если Лошадь ляжет спать, она захлебнётся
в тумане?". Его окутывает безумное любопытство, и персонаж спускается в жуткую мглу только ради мифического белого животного.
Лошадь следует воспринимать как заветную цель, но вот что значит туман?
Смоделируйте ситуацию: вы живёте обычной жизнью, и вдруг вам приходит в голову какой-то совершенно дурацкий вопрос, ответ на который можно будет найти, пройдя огромный путь. Скажем, пусть это будет: "А за какое время я смогу нарисовать свою самую лучшую картину?"
Вы аккуратно берёте кисть в руки, делаете первые мазки, и всё пытаетесь нарисовать свой лучший рисунок, чтобы, наконец, достичь своей первоначальной цели.
И если Лошадь в моём примере является этой идеальной картиной, то туман это процесс рисования, дорога к этому самому рисунку.
И, хочу заметить, что я привёл довольно безобидный пример. То есть, зайти в туман однозначно страшнее, чем нарисовать несколько рисунков. К тому же, Ёжику постоянно встречаются препятствия.
Сначала он боится простого падающего листа, а после этого шугается от летучих мышей.
Любопытный момент случается именно с листиком. Ёжик решается приподнять его. Он будто находит какой-то след к Лошади, но тут его останавливает кошмарный шум. Главный герой на время останавливается и думает, что эти звуки исходят от слона, после чего в страхе уходит с этого места. Дальше нам показывают Лошадь, до которой Ёжику оставался буквально 1 шаг. Кобыла была, можно сказать, за поворотом, но Ёжика оставил просто какой-то шум.
Спустя какое-то время протагонист находит дуб. Деревья во многих культурах считаются символом жизни. Так, например, студия Pixar постоянно показывает деревья в кульминационных моментах своих мультфильмов (в частности, в Валл-и). Юрий Норштейн тоже старается изобразить дуб великим. Он показывает его с нижнего ракурса и даёт понять зрителям, насколько Ёжик мал по сравнению с деревом.
Дерево стоит воспринимать как символ жизни Ёжика. Оно является своеобразным проводником между двумя мирами: туманом (внезапным увлечением) и "не туманом" (обычной жизнью).
Именно в момент с деревом Ёжик впервые слышит голос ищущего его Медвежонка. Опьянённый до этого красотой Лошади Ёжик быстро "трезвеет" и понимает, что где-то оставил свой мешочек с вареньем. Его охватывает паника, он полностью забывает про некогда свой главный интерес - мифическое создание.
Отчаянный протагонист натыкается на собаку. Его пугает данное животное, и он готовится к худшему. Сначала Ёжик пытается убежать, но после этого просто закрывает глаза и думает о том, что его сейчас съедят. Однако пёс приносит ему потерянный мешочек и после этого пропадает из истории.
Собаку следует воспринимать как просто большую удачу. Часто бывает так, что человек, пережив ужас, встречает очередную опасность. Потрясённая жертва готовится к ещё одной неудаче, однако этого не происходит. Наоборот, случается что-то хорошее.
Заключительным этапом на пути Ёжика является река. Во многих культурах она обозначает некий переход из одного мира к другому. Собственно, и этот мультфильм не является исключением.
Ёжик вновь слышит голос Медвежонка и падает в водоём. Он проплывает мимо Лошади, осознавая, что навсегда оставил своё "увлечение" и теперь никогда не достигнет заветной цели. В этот момент у Ёжика нет причин жить. Он потерял и Лошадь, и свою обычную жизнь. Герой спокойно и равнодушно говорит о том, что он весь промок и вот-вот утонет.
И тут Ёжику снова невероятно везёт. К нему подплывает какая-то большая рыба и предлагает свою помощь. Пережив целый ворох препятствий, Ёжик наконец доходит до дома Медвежонка.
В этот момент к нему подходит его друг и начинает говорить о привычных приземлённых вещах, но Ёжик не слушает его. Он полностью поглощён другими, более экзистенциальными мыслями. Главный герой вспоминает о Лошади. Да, он не смог "нарисовать свой идеальный рисунок", но он пережил колоссальный опыт, после которого его жизнь стала совершенно другой.
И на этой многозначительной ноте заканчивается мультфильм. "Ёжик в тумане" считают одним из лучших мультфильмов всех времён. Этой работой восхищаются величайшие аниматоры мира вроде
Хаяо Миядзаки, и, как мне кажется, неспроста.
В "Ёжике" зарыта действительно фундаментальная философия. Мультфильм является замечательной притчей о жизни, где находится место и дурным двойникам, и удачным обстоятельствам, и удивительной "заветной цели".
Зритель вместе с Ёжиком принимает решения зайти в туман, пугается от скримеров, переживает за главного героя и вспоминает огромный проделанный путь в самом конце мультика.
Философию "Ёжика в тумане" зритель начинает понимать только после того, как проанализирует свои эмоции после просмотра. Приходит понимание того, что на протяжении всей истории человек принимал такие же решения как и главный герой, и что не слишком-то сильно их жизни между собой различаются.
Фильм научил меня тому, что нельзя боятся трудностей, и что даже самый страшный монстр может принести только пользу. Но, самое главное - только после этого мультфильма я понял, что я буду делать, если одним обычным днём мне в голову придёт какой-то дурацкий вопрос..