69-68 гг. до н.э.
Ближний Восток
В октябре-ноябре 69 г. до н.э. Луций Лициний Лукулл нанёс сокрушительное поражение царю Армении Тиграну (правил в 95-55 гг. до н.э.) и захватил город Тигранокерт (смотри публикации «Поход на Армению», «Мания величия до добра не доводит», «Падение Тигранокерта»). Эти победы резко повысили престиж Римского государства в глазах местных правителей и народов, и в лагерь Лукулла потянулись различные посольства.
Среди прочих прибыли послы царя Фраата* (правил ок. 70-58 гг. до н.э.), правителя государства парфян, с предложением дружбы и союза. Обрадованный Лукулл отправил свое посольство к царю Фраату.
Незадолго до этого к Фраату прибыли послы Тиграна и Митридата, царя Понта (правил в 120-63 гг. до н.э.) с просьбой о помощи против римлян. Фраат обещал помощь и заключил тайный союз с Тиграном и Митридатом. С римлянами он также заключил союз, но… Пока римские послы были при дворе владыки парфян кто-кто «стуканул» им о тайном союзе между Парфией с Арменией и Понтом.
По возвращении послы доложили об этом Лукуллу. Возмущённый вероломством парфянского правителя, Лукулл принял решение начать войну с Парфией и разгромить её.
Но, так как имеющихся в наличии сил для такого похода было маловато, Лукулл весной 68 г. до н.э. отправил Сорнатия и других римских военачальников за воинами, которые были оставлены в Понте. Сорнатий должен был привести их в Гордиену, откуда Лукулл планировал начать свой поход на Парфию.
Вот тут Лукулл и его военачальники столкнулись с неожиданной проблемой. Воины, привыкшие к богатой и спокойной жизни в завоёванном царстве, наотрез отказались идти в Гордиену. Мятеж был настолько силён, что военачальники оказались беспомощны. Ни уговоры, ни обещания не действовали. Офицерам Лукулла пришлось смириться и доложить о случившемся Лукуллу.
Когда Лукулл понял, что поход на Парфию в этот момент не осуществим, он решил вновь начать преследование царя Тиграна.
Лукулл, перейдя горы Тавра в разгар лета, обнаружил, что поля только начали зеленеть. Это сильно расстроило римлян, привыкших, к другому климату и понадеявшихся, что урожай местными уже собран. Над легионами Лукулла нависла реальная угроза голода. Несмотря на это, Лукулл повёл своих воинов по долине вглубь владений царя. Два или три раза армяне пытались остановить римлян, но были разбиты. Разоряя селения, Лукулл нашёл много продовольствия заготовленного для воинов царя Тиграна. Но, если легионеры оказались с продовольствием, то в войсках царя Тиграна, которые расположились лагерем, начались проблемы с едой. Лукулл, который подошёл к лагерю новой армии Тиграна (она насчитывала около 70.000 пеших и 35.000 конных) неоднократно пытался вызвать царя Армении на сражение. Но тот уклонялся, так как весьма скептически оценивал боеспособность и выучку своих солдат.
Убедившись, что вызвать Тиграна на битву не получится, Лукулл решил идти походом на город Артаксату, в котором находились малолетние дети царя и его жёны. Как Лукулл и рассчитывал, Тигран немедленно двинулся на перехват римской армии. На реке Арсаний Тигран перегородил римлянам путь к Артаксате.
Римляне начали переходить реку в виду врага. Впереди шли двенадцать когорт. Тигран выставил против них своих лучших солдат: мардийских лучников на конях и иберийских копейщиков. Но, вопреки, надеждам царя Армении, его лучшие воины побежали при первом же натиске римлян. Римские всадники начали было их преследовать, но тогда вперёд выдвинулась конница Тиграна. Поражённый её численностью Лукулл отдал приказ своим всадникам отойти к легионам, а сам атаковал атропатенцев, чьи отряды стояли против него. Те, не дожидаясь пока легионы врубятся в их ряды, дружно побежали. Одним из первых бежал с поля боя царь Митридат. Бегущих преследовали до глубокой ночи. В этой битве полегло много знатных и влиятельных лиц из окружения царя Тиграна.
После этой битвы царь Тигран ушёл во внутренние регионы Армении, а царь Митридат
с отрядом в 8.000 воинов (4.000 понтийцев и греков и 4.000 армян) отправился отвоёвывать свое царство.
* Фраат III — царь Парфии, правил в 70 — 58/57 годах до н. э. Из династии Аршакидов. Сын Санатрука. Получил прозвище Теос (др.-греч. Θεός — «Бог»).
В царствование Фраата III начались первые вооружённые столкновения между Парфией и Римом, возвестившие начало жестокой борьбы за преобладание на Переднем Востоке, затянувшейся на многие столетия.
Phraátēs (Φραάτης) — греческая транслитерация от парфянского имени Frahāt , происходящего от древнеиранского *Frahāta- («приобретённый», «заработанный»).
Надо же так придумать: "Приобретённый(заработанный) бог"))
(Источники Аппиан, Плутарх, Тит Ливий)