В 2023 году ЕвроАвто и Академия транспортных технологий запустят совместный проект — дуальное обучение автомехаников. В чем его суть и основные плюсы? Разбираемся вместе.
Есть общемировая практика дуального обучения. Его большая польза заключается в том, что студент после окончания учебного заведения быстрее адаптируется к работе в отрасли. Особенно это актуально для тех профессий, где важны не только знания, но и практические навыки.
“Академия транспортных технологий — альма-матер для автосервисов, старейшее предприятие Санкт-Петербурга в отрасли авторемонта. Она готовит специалистов абсолютно разного профиля: автомеханики, диагносты, арматурщики, мастера-приемщики — получается, и административный, и технический персонал. У нас работает очень много ее выпускников, поэтому это партнерство для нас стратегическое. И с этого года мы приняли решение сотрудничать еще более плотно”, — рассказал директор по развитию федеральной франчайзинговой сети ЕвроАвто Михаил Петров.
Программа Профессионалитет
В нашей стране набирает обороты программа Профессионалитет. Это этап реструктуризации системы среднего профессионального образования. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена. Студенты практически с первого курса взаимодействуют с предприятием.
Новая программа опирается на три главные нововведения:
• вовлечение в образование представителей профессиональных сообществ;
• сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности;
• создание в учебных заведениях центров молодежных инициатив.
“В области транспорта мало проектов Профессионалитета. Поэтому мы с ЕвроАвто решили использовать элементы дуальной системы обучения, уже давно получившей мировое признание. Это сочетание практики и теории”, — рассказал преподаватель Академии Немыкин Геннадий Иванович.
Он отметил, что данный проект важен, потому что:
1. Устраняет разрыв между теорией и практикой.
2. Работа на предприятии позволяет сформировать у студентов высокую мотивацию получения теоретических знаний: культура производства, корпоративная этика.
3. Академия, работая с конкретным предприятием, учитывает современные необходимые требования к специалисту. Есть возможность корректировать рабочие программы подготовки.
4. Высока вероятность трудоустройства.
Как будут обучаться студенты
В тестовой группе будет 25 человек, распределенных по различным предприятиям сети ЕвроАвто. Практически сразу после объявления набралось нужное количество желающих.
Четыре дня в неделю студенты третьего курса специальности “Автомеханик” будут заниматься в Академии, а один день — выходить на предприятие ЕвроАвто: учиться и работать под руководством наставника, выполнять конкретные задания. Например, в один день они проходят шиномонтаж, в другой — диагностику подвески, на следующей неделе — тормозную систему. И так расписан весь учебный год.
В начале четвертого курса студенты выходят на месяц в ЕвроАвто, во втором семестре — на два месяца на полноценную работу. И если на третьем курсе они изучают конкретные системы, то на четвертом выходят на производственную практику, работают на подъемнике под контролем наставников.
Для чего нужно дуальное обучение?
Что это дает студенту? Специалист инженерной профессии должен уметь работать руками. Часто человек испытывает стресс, устраиваясь на работу по специальности. Реальность не совпадает со сложившейся картинкой. При дуальном обучении студент постепенно погружается в рабочую обстановку, изучает одну тему за другой, работает под контролем опытного наставника, привыкает к людям и производственным отношениям, правильной постановке задач и стандартам. Так процент “приживаемости” специалистов в отрасли повышается.
“Пока сам не попробуешь, не поймешь, как все устроено, не сможешь управлять людьми и процессами. Все мы знаем, что учебные заведения порой дают знания, оторванные от реальной жизни. При дуальном обучении студент постоянно соприкасается с настоящей работой. И когда он попадает в рабочую среду, естественно, стереотипы могут рушиться. Поэтому большой плюс дуального обучения — это погружение в настоящую живую рабочую среду с человеческими отношениями. Причем я считаю, что на наших предприятиях он попадет в правильную среду. В ЕвроАвто высокие стандарты по организации труда, условиям работы и понятные требования”, — считает Михаил Петров.
Думаете, это выгодно в первую очередь студентам? Нет, это важно для всех. Академия заинтересована в том, чтобы студенты работали по специальности — данный показатель влияет на рейтинг и престиж учебного заведения. Для ЕвроАвто выгода очевидна. Последнее время автосервисная отрасль столкнулась с серьезным дефицитом кадров рабочих специальностей. Есть все шансы, что студент после обучения останется работать в сети.
“В этом году будет запущен пилотный проект, рассчитанный на одну группу. Но Академия имеет возможность направить большее число студентов. Есть перспективы развития проекта и в увеличении объема часов на практику (занятий на предприятии). Также мы планируем совершенствовать процесс подготовки, который заключается в коррекции образовательных программ, повышении квалификации мастеров и преподавателей, совершенствовании материально-технической базы”, — говорит Геннадий Иванович.