Найти тему
Black Maria Кино 🎬

19 фильмов России из списка 1001 обязательных к просмотру Стивена Шнайдера

Оглавление

C 2003 года когда британское издательство выпустило книгу "1001 фильм, который вы должны посмотреть", составленную большой группой киноэкспертов под редакцией Стивена Шнайдера, это постоянно обновляемое издание остается самым востребованным навигатором по истории кино.

Вот какие 19 отечественных фильмов входят в этот список:

Русский Ковчег

2002 г., реж. Александр Сокуров
2002 г., реж. Александр Сокуров

Снятый одним дублем в 2002 году Александром Сокуровым фильм, посвященный истории Зимнего дворца - самый поздний из включенных в список российских фильмов. Издание уже получило 15 переизданий, многие фильмы выбыли из списка, многие были добавлены. Но "Русский ковчег" сохраняется в списке и за последние 20 лет ни один из российских фильмов не удостоился такой же славы.

Астенический синдром

1989 г., реж. Кира Муратова
1989 г., реж. Кира Муратова

Этот фильм был снят в последние годы существования Советского союза и заставил критиков и зрителей увлеченно спорить является ли он критикой и отражением состояния страны. Однако сама режиссер Кира Муратова, предложившая зрителям экспериментальный фильм, состоящий из двух историй, объединенных темой переутомления и неустойчивости человеческой психики, заявляла, что это фильм о жизни, а не о стране. В любом случае это знаковая картина в истории советского кино.

Иди и смотри

1985 г., реж. Элем Климов
1985 г., реж. Элем Климов

Этот фильм не называют лучшим о войне. Но в звании самой жуткой военной картины в истории мирового кинематографа она легко одерживает первое место. Элем Климов снял шедевр о мальчике, который за считанные дни превращается в старика, наблюдая за зверствами нацисткой армии, проводящей карательную акцию на территории Белоруссии.

Сталкер / Зеркало / Солярис / Андрей Рублев

1979 г., 1974 г., 1972 г., 1969 г., реж. Андрей Тарковский
1979 г., 1974 г., 1972 г., 1969 г., реж. Андрей Тарковский

Самый прославленный и всемирно признанный отечественный режиссер - это без сомнения Андрей Тарковский. В этот список он вошел сразу с четырьмя своими фильмами - "Сталкер", "Зеркало", "Солярис", "Андрей Рублев". Режиссер сумел обогатить мировой кинематограф глубокими философскими притчами, приобретшими в его руках уникальный возвышенный эстетический стиль.

Восхождение

1977 г., реж. Лариса Шепитько
1977 г., реж. Лариса Шепитько

Еще один военный фильм, действие которого разворачивается на территории Белоруссии. Двое партизан отправляются в оккупированную деревню за продовольствием, но попадают в плен. Их жестоко пытают и в итоге один из них быстро соглашается на сотрудничество.

Цвет граната / Тени забытых предков

1969 г., 1964 г., реж. Сергей Параджанов
1969 г., 1964 г., реж. Сергей Параджанов

Сергей Параджанов попал в список с двумя своими лентами - "Цвет граната" и "Тени забытых предков". Первый - артхаусный бессюжетный проект, покоривший зрителей образностью и красотой изображения. Второй - лиричная возвышенная любовная история о мужчине, потерявшем возлюбленную.

Вий

1967 г., реж. Константин Ершов, Георгий Кропачёв
1967 г., реж. Константин Ершов, Георгий Кропачёв

Самый успешный советский фильм ужасов покорил сердца не только отечественной публики, но получил заслуженное уважение иностранных критиков. Это экранизация гоголевской истории о церковном отпевании ведьмы. Молодой человек оказывается вынужден на протяжении трех ночей бороться с мистическими явлениями и проклятиями воскрешаемой ведьмы.

Летят журавли

1957 г., реж. Михаил Калатозов
1957 г., реж. Михаил Калатозов

Антивоенная драма Михаила Калатозова рассказывает историю девушки, ожидающей своего возлюбленного, ушедшего на войну, и вынужденно выходящей замуж за его двоюродного брата. Особое признание лента получила благодаря искусной операторской работе Сергея Урусевского.

Иван Грозный

1944 г., Сергей Эйзенштейн
1944 г., Сергей Эйзенштейн

Парадоксальный фильм Сергея Эйзенштейна, снятый по заказу Иосифа Сталина и в итоге ставший яркой метафоричной критикой советской власти. Ленту одновременно восхваляют и критикуют за поэтичность образов, превративших историческое кино в нечто существенно отличающееся от канонов жанра.

Земля

 1933 г., реж. Александр Довженко
1933 г., реж. Александр Довженко

Этот и более ранние отечественные фильмы вошли в список как яркие представители советской школы монтажа, оказавшей огромное влияние на развитие киноискусства во всем мире. Сам фильм повествует о борьбе крестьян против кулачества и отличается изящным сочетанием поэтичности и натуралистичности.

Человек с киноаппаратом

1929 г., реж. Дзига Вертов
1929 г., реж. Дзига Вертов

Бессюжетный документальный экспериментальный фильм Всеволода Пудовкина является самой прославленной лентой раннего советского кинематографа. Многочисленные монтажные и операторские приемы, использовавшиеся в этой ленте, стали инструкцией по применению для кинематографистов как прошлого, так и нынешнего дня.

Потомок Чингисхана

1928 г., реж. Всеволод Пудовкин
1928 г., реж. Всеволод Пудовкин

Немая лента, рассказывающая о противостоянии красных и белых, сосредоточившись на истории юного монгольского парня, попавшего в плен к колчаковцам. Еще один выдающийся образец советской монтажной школы.

Броненосец Потемкин / Октябрь / Стачка

1925 г., 1927 г., 1924 г., реж. Сергей Эйзенштейн
1925 г., 1927 г., 1924 г., реж. Сергей Эйзенштейн

Еще три фильма Сергея Эйзенштейна, снявшего "Иван Грозный". Ранние образцы отечественного кинематографа, в которых отражены инновационные эксперименты с созданием повествования и его эмоционального фона с помощью комбинирования коротких дублей, параллельных действий, метафоричности, контрастности и пр.

Какие фильмы из золотой коллекции отечественного кино вы бы еще добавили в список?