Краткая история
История территории, на которой сейчас располагается Головинский район, связана с двумя селами древней Москвы: Головиным, Михалковым
Своё название этот район Москвы получил от села Головино, имя которого неразрывно связано с родом Ховриных-Головиных.
Головино
Внуком Григория Ховры был Иван Владимирович Голова, ставший родоначальником фамилии Головиных. В различных источниках о нём сохранилось немало сведений. Своё прозвище он, по преданию, получил потому, что был крестником великого князя Ивана III. В летописи находим интересный факт, что во второй половине XV в. митрополит и великий князь поручили ему вместе с отцом следить за постройкой кремлёвского Успенского собора. Одним из первых он построил себе каменные палаты, что было редкостью, и находился в свойстве с великокняжеским домом. Как кредитор он упоминается в завещаниях нескольких удельных князей. По предположению С.Б. Веселовского, именно ему обязано своим названием Головино.
В Смутное время начала XVII в. Головино превратилось в пустошь, которая в 1614 г. была в поместье «за Гаврилом Васильевым сыном Хлоповым». Захудалый дворянский род Хлоповых едва не возвысился в годы царствования первого государя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича, который выбрал себе в жё ны племянницу Гаврилы Васильевича — Марию Хлопову. Но интриги Салтыковых, родственников молодого царя со стороны матери, расстроили свадьбу: невесту сослали в Сибирь, и опала легла на весь хлоповский род. Лишь много лет спустя они оправились от этого удара.
В 1635 г. Гаврила Васильевич покупает часть земли, приписанной к Головину, из поместья себе в вотчину, а через два года выкупает и всё поместье. Своё владение он передает сыну Ивану Несправе, но тот распоряжается им недолго и «во 147 (1639. — Авт.) году та Иванова вотчина Хлопова справлена за детьми ево за Дмитрием, за Иваном да за Василием Хлоповыми». В 1683 г. Головино отмечается как деревня, а в писцовой книге 1686 г. пишется сельцом. Небольшое, в несколько дворов, сельцо делится многократно среди Хлоповых, пока один из них, Иван Иванович, не продает доставшуюся ему часть в 1737 г. советнику Семёну Молчанову.
До второй половины XIX в. владельцы несколько раз сменялись пока село не перешло в руки штаб-ротмистра Михаила Ивановича Головина и его жены Варвары Ильиничны. Ко времени перехода усадьбы к новым владельцам она выглядела довольно типично для своего времени. Главный дом был одноэтажным с парадного фасада и двухэтажным со двора. С домом соединялся крытой террасой длинный деревянный флигель, предназначенный для торжеств и балов. На парадный фасад выходили огромные окна, протянулась во всю его длину терраса, которая служила танцевальным залом. В старинном парке с широкими липовыми аллеями находился маленький пруд, а за ним небольшая роща.
Справа при входе в парк была построена небольшая оранжерея. Она особенно славилась своими персиковыми деревьями, подобных которым не было даже в Царскосельских дворцовых оранжереях. Придворный садовник Хейдерн даже был специально командирован за ними в Головино. Этот чудный сорт совершенно зелёных крупных персиков «венус» отличался особенным вкусом и ароматом.
Прославилось же Головино в этот период своим монастырём, начало которому положила Варвара Ильинична Головина, особа благочестивая, любившая принимать странников и юродивых. В 1872 г. она устраивает в верхнем этаже двухэтажного флигеля домашнюю церковь. После её смерти в декабре 1880 г. Головино покупает московский купец Никита Игнатьевич Сидоров, который обращается к церковному начальству с просьбой устроить здесь монастырь, который был основан в 1886 г.
Своё название он получил в честь Казанской иконы Божьей матери, которую принесли первые насельницы. Обитель постоянно росла и благоустраивалась. Перед Первой мировой войной в монастырских стенах жили 150 монахинь и послушниц. Деревянные постройки сменились каменными, была возведена каменная ограда. Монастырь сдавал в аренду свою землю под застройку дач. Всего ему принадлежало 63 с лишним десятины земли и 75 десятин дровяного леса в соседней Ростокинской волости, а также два дома на Сретенке, в Луковом переулке.
В 1911 г., в связи с 25-летием монастыря, было решено заложить новую каменную колокольню. Старую деревянную приходилось часто ремонтировать, да и вид у неё был невзрачный. Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей матери. В основание заложили памятную доску, а саму колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) — по числу лет существования обители ко дню закладки.
В Первую мировую войну сёстры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помощи раненым, сборе тёплых вещей, книг для фронта и т.п. Отношения с советской властью в первое время были если не тёплыми, то вполне нормальными. В 1919 г. Никольская больница разворачивает в монастыре госпиталь, и Наркомат здравоохранения выделяет ежемесячно по 500 рублей на его содержание.
Но по окончании Гражданской войны настали тяжёлые времена. Во время голода 1921—1922 гг. началась кампания по изъятию церковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская власть отказалась от неё, потребовав полной конфискации всех драгоценностей, облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужениях.
Время закрытия обители совпало с началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине. По переписи 1926 г., тут насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, преимущественно крестьян. Оказывать шефскую помощь колхозу обязали соседний Никольский кирпичный завод.
Главная святыня монастыря — Казанская икона Божьей матери уцелела. Сейчас она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.
После вхождения в 1960 г. этой территории в состав Москвы она застраивается жилыми домами, а о Головине напоминают лишь Головинские шоссе и пруды.
Михалково
Село Михалково впервые упоминается в 1584 г. Тогда оно значилось как «пустошь, что была деревня», входившая в состав вотчины Семёна Фомича Третьякова с центром в Ховрине. Судя по писцовой книге, михалковскими землями владел ещё его отец в середине XVI в.
С середины XVII до середины XVIII в. Михалкове являлось родовой вотчиной князей Дашковых. Первым из них (примерно с 1680 г.) был Иван Иванович Дашков, царский стольник, бывший одно время начальником Разбойного приказа и много сделавший по очистке разных местностей от разбойников. После И. И. Дашкова оно принадлежит его сыну — Андрею Ивановичу, внуку — Ивану Андреевичу и правнуку — Михаилу Ивановичу.
Именно при этих владельцах тут был разбит плодовый сад (на месте нынешнего регулярного парка) и выкопаны небольшие пруды для его орошения (впоследствии эти пруды были сделаны каскадными). Деревянный господский дом, окружённый несколькими крестьянскими дворами, находился там, где и сегодня стоит усадьба — на суходоле.
середине XVIII столетия имущество перешло по наследству супруге — Екатерине Романовне Дашковой-Воронцовой. Эта женщина оставила яркий след в истории России, помогая Екатерине II завладеть престолом, но была вынуждена покинуть страну и продала усадьбу Никите Панину.
Новый владелец подарил имение своему брату Петру и тот превратил его в популярное у светского общества место. Известно, что здесь бывали литератор Д. И. Фонвизин и венесуэльский революционер Франсиско де Миранда. Петр Панин также дружил с Василием Баженовым — архитектором дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Многие исследователи полагают, что именно Баженов создал проект каменной усадьбы Михалково, так как черты сооружений сильно напоминают царицынские. Однако, документальных подтверждений этому нет.
При Панине возвели главный дом и ворота с башнями, разбили оранжереи, партер и пейзажный парк, обустроили парадный двор с флигелями, расширили Головинский ручей. Но вся красота померкла после смерти хозяина. Его сын Никита Петрович, довольно быстро избавился от наследства, продав Михалково помещику И. М. Алонкину.
Алонкина интересовала лишь прибыль, часть земли он продал для размещения ситцевой фабрики купцу В. С. Турченинову и с этого времени началось постепенное разрушение усадьбы. Оранжереи и плодовый сад уничтожили, а строения стали использовать для фабричных нужд. Производство ситца продолжил и следующий владелец — Д. Е. Грачев, купивший предприятие в 1803 году.
Заниматься производством - дело хлопотное и неблагодарное, потому потомки Грачёва пригласили профессионального управляющего - немца Вильгельма Августа Йокиша. Здесь он стал Василием Ивановичем. Йокиш перевёл фабрику на производство более выгодного товара - сукна.
В 1861 году, сразу после отмены крепостного права, Йокиш выкупил у Грачёвых четвёртую часть сельца Михалково: флигель с кладовыми и всю территорию фабрики, озеро и часть пруда, где находился помост для мытья шерсти, а также корпуса для жилья рабочих и другие служебные помещения. Постепенно Йокиш выкупил всё Михалково, Грачёвым остался только главный дом, который был разрушен в 80-е годы 19-го века. Для рабочих были построены казармы, больница, магазин, библиотека, школа и театр. Получился целый городок со всей инфраструктурой.
В 1871-м году по проекту архитектора Каминского Йокиш построил для своей семьи дом.
После революции в доме был устроен детский сад.
Когда-то у здания было шикарное крыльцо. По виду - чугунное литьё.
После революции "Товарищество тонкосуконной мануфактуры Йокиша" было переименовано в "Тонкосуконную фабрику имени Петра Алексеева".
Во время Великой Отечественной войны был вырублен дубовый парк, а территорию раздали под огороды. Из-за подъёма уровня воды в прудах стали гибнуть прибрежные деревья и разрушаться фундаменты ближайших зданий. В 1960-е годы Михалково вошло в состав Москвы, вокруг усадьбы и непосредственно на её территории началась промышленная и жилая застройка.
В наши дни Головинский район является самым крупным районом Северного округа. На его территории работает более 55 промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений, а также около тридцати школ и детских садов. Этот уголок Москвы имеет хорошую транспортную инфраструктуру, которая пополнилась двумя станциями Московского центрального кольца – «Лихоборами» и «Коптево».
Герб района
- В красном щите московской формы голова древнерусского витязя натуральных цветов в серебряном шлеме, украшенном золотом, с серебряной кольчужной бармицей.
- Голова древнерусского витязя в шлеме с кольчужной бармицей символизирует одного из сыновей боярина В.Г. Ховрина - Ивана Головы, по фамилии которого местность получила свое название.
- Красный цвет - символ знатного происхождения, а также символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
- Золото - символ высшей ценности, величия, богатства.
- Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.