Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Аудиотехника времён СССР: есть ли смысл владеть ею сегодня?

То, что в ХХ веке у меня побывало огромное количество аудиотехники отечественного производства, не даёт мне права оценивать эту аппаратуру с позиций дня сегодняшнего. Но кое-что оказалось в моих руках и в течении последних полутора десятилетий и это "кое что" я имел возможность сравнить не только с фирменными "винтажными" аналогами, но и с современной аппаратурой. И вот на основании этого я уже готов поделиться своим мнением.

Впрочем, у каждого на этот счёт может быть собственный взгляд ("в каждой избушке-свои погремушки") и поэтому соглашаться с моими выводами совершенно не обязательно.

Итак, что же у меня успело побывать из советской аудиотехники за последние 15 лет:

Усилитель Одиссей-010, колонки 35АС-212(S-90), 35АС-216(016) "Орбита", 25АС-309 (от " Арктура-004") 15АС-109 (от "Веги-108"), предусилители Амфитон УП-003 и Радиотехника УП-001, электро проигрыватель Электроника ЭП-017 и кассетная дека Вега МП-120. Это то, что вспоминается сразу. Так сказать навскидку. Но если что-то вспомнится по ходу написания статьи, то я это укажу. Хотя вышеназванного уже вполне достаточно.

О большинстве (но не о всех) из этих аппаратов у меня на канале уже были отдельные публикации и поэтому повторяться нет никакого смысла - перехожу сразу к сути. А она (суть) такова: если аппарат прошёл полную техническую реставрацию, то он вполне конкурентоспособен и в нынешних, довольно непростых, реалиях. Прежде всего благодаря относительно низкой стоимости. Да и ремонтопригодность у советской техники вполне себе. Есть конечно исключения наподобие той же "Веги МП-120", но именно исключения. Всё остальное ремонтируется без особых проблем и не требует серьёзных финансовых вливаний. Да и качество звучания порой по доброму удивляет. Те же 15АС-109, подключенные в своё время к музыкальному центру LG взамен штатной акустики, совершенно преобразили его звучание (естественно в лучшую сторону). Как и усилитель Одиссей-010 после профилактики, нисколько не спасовал на фоне более дорогих Technics и Denon (и тот и другой были на тот момент дороже чуть ли не на порядок (то есть в 10 раз), но при этом они были из того же времени (из 80-х). Про винил и говорить нечего: Электроника ЭП-017 разделает "под орех" большинство современных вертушек стоимостью до 50000₽. Правда стоит при этом позаботиться о головке звукоснимателя - маловероятно что оригинальный картридж дожил до сегодняшних дней в состоянии позволяющем и дальше пользоваться проигрывателем. Я в своё время нашёл для этой вертушки почти новую ГЗМ-005, но можно было поискать и среди новых импортных.

Аналогичная ситуация и с фонокорректорами: встроенные в Амфитон/Радиотехника/Одиссей - легко переигрывают отдельные современные "коробочки" за 200-250$. Данный факт неоднократно был проверен на практике.

Единственное, что советская аудиотехника не может противопоставить импортной - цифровые источники сигнала. Хотя те же CD - проигрыватели на закате СССР и выпускались. Вот только выпущено их было мало и ещё меньше дожило до наших дней. Да и считать эти проигрыватели советскими - не стоит. Ведь в их основе импортные разработки и комплектующие.

Отдельно хотелось бы коснуться темы магнитофонов. Пусть для большинства эта тема уже не слишком актуальна, но энтузиасты магнитной записи ещё есть. И если у человека нет денег на дорогие импортные аппараты, то вполне можно пользоваться советскими: как катушечными (их выбор до сих пор огромен), так и кассетными (найти хороший советский кассетник сложнее, но тоже вполне реально).

Та же Вега МП-120 звучит очень классно и если бы не эти вечные проблемы с датчиками Холла то... Но есть и другие модели. Вильма, Яуза, Маяк... В общем тот, кто ищет, тот всегда найдёт.

Нужны ли выводы чтобы подытожить всё вышеизложенное? Наверное нет, но я всё же их сделаю:

При ограниченности в средствах жить с советской аудио техникой и пользоваться ею очень даже можно. И получать от этого положительные эмоции абсолютно реально. Так что советское аудио нам ещё послужит. Но всё же хотелось бы чтобы в современной России эта индустрия однажды возродилась. А пока мы пользуемся плодами прошлого, в настоящем нам гордиться нечем. Увы, но это пусть и горькая, но правда.