Команда «Газпром добыча Ноябрьск» преодолела важный производственный рубеж: накопленный объем добычи и подготовки газа достиг 2 триллионов кубометров. О том, что стоит за этой цифрой и какие основные силы компании помогают двигаться в нужном темпе, мы беседуем с заместителем генерального директора по производству Сергеем Шашмуриным.
– Сергей Владимирович, вы присутствовали на главном щите в тот момент, когда единица и множество девяток сменилось двойкой с двенадцатью нулями. Какие чувства вы испытали и что эти цифры сегодня значат для нашего предприятия?
– Мы все вместе некоторое время следили за счетчиком на корпоративном портале и ждали этого события. И сам момент, когда сводки зафиксировали достижение 2-триллионного рубежа, для меня пролетел, можно сказать, мгновенно. Скважины дают сырье, объекты неустанно работают, газоперекачивающие агрегаты трудятся, счетчик кубометров просто летает, и цифры сменяются с бешеной скоростью. Но в конце концов здесь не так важна математика и тщательные подсчеты. Ценнее другое: за этими показателями стоит геологоразведка и стройка промыслов, пусконаладка и эксплуатация. Все эти годы, начиная с конца семидесятых, мы вкладывали все свои знания и силы в эти два триллиона. Для каждого работающего в компании в них абсолютно точно есть частичка его труда. Все мы причастны к этому счетчику, к этим цифрам.
– Как вы считаете, в чем сегодня наша главная сила и опора?
– Безусловно, в надежности и запасе прочности, переданной нам в наследство ветеранами, представителями той газовой школы, которая заложила эти ключевые основы. И еще в людях, в их нацеленности на результат и заряженности. Это тот цементирующий раствор, который скрепляет фундамент и позволяет нам крепко стоять на ногах. Профессионалы, которые сегодня работают на предприятии, – они с закалкой, с характером. Смотрите, скоро уже сменится второе поколение, начиная с первопроходцев, но приходит молодежь, среди которой много приверженцев нашего отраслевого корпоративного подхода к жизни, к производству, к товарищам и коллегам. У которых в чести базовые критерии в работе – взаимопомощь и ответственность.
– Сергей Владимирович, на чем сегодня сосредоточен главный фокус внимания заместителя генерального директора по производству?
– Здесь по-прежнему фаворитом является Чаянда, где есть спектр задач, на которых нужно особо акцентировать внимание. Это и повышение технологической надежности, и дообустройство месторождения с выводом на полную мощность согласно планам разработки. Так, в нынешнем году важным вводным объектом для нас является установка предварительной подготовки газа № 4, которая будет обслуживать группу кустов газовых скважин, территориально находящихся в южной части промысла. Кроме того, в прицеле внимания, безусловно, находится и Камчатка, где нам необходимо надежно обеспечивать стопроцентное выполнение планового задания, ведь газ, добываемый нами, является там единственным источником ресурсоснабжения для ТЭЦ Петропавловска-Камчатского. Поэтому на полуострове в данный момент активно продолжается эксплуатационное и геологоразведочное бурение. Идет обустройство и ввод в эксплуатацию двух дополнительных скважин и возведение второго цеха дожимной компрессорной станции на Нижнеквакчикском месторождении. В недалеком будущем также будут добавлены в эксплуатационный фонд две скважины на Северо-Колпаковском месторождении и столько же на Кшуке.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
– Достаточно большая работа ведется на предприятии в рамках технического перевооружения и модернизации. Насколько важно современному производству своевременно внедрять новые технологии?
– Нельзя остановиться на достигнутом и не двигаться дальше, поэтому без технического прогресса и без инженерной мысли производству никак нельзя. Технологии должны меняться, и желательно делать это достаточно быстро, в соответствии с потребностями, с текущим моментом. Чтобы это происходило, необходимо дать зеленый свет и открыть все шлагбаумы для проникновения всего нового на рынок, в отрасль, на наши объекты.
– Лето – традиционный период профилактических и ремонтных работ, и сейчас на всех объектах компании реализуется их необходимый объем. Каковы главные правила проведения остановов с точки зрения вашего производственного опыта?
– Это всегда заранее планируемая работа, которая требует остановки производства и консолидации всех ресурсов. В этот период мы делаем то, что в момент эксплуатации выполнить невозможно. Это в первую очередь огневые работы, к примеру, по замене запорно-регулирующей арматуры, либо устранение дефектов, выявленных в процессе диагностики. Еще момент: чем старше промысел – тем больше перечень того, что необходимо сделать. Также нужно учитывать, что останов – это комплексные работы и выполняются они в сотрудничестве сразу нескольких подразделений.
Это и УАВР, и транспортный блок, и блок снабжения, а в случае с Губкинским газовым промыслом это еще и внешний строительный подрядчик. Поэтому важна координация усилий и хороший детальный план.
Важной чертой останова можно назвать и то, что работы выполняются практически безостановочно и финишем всегда является заполнение коммуникаций газом и вывод месторождения обратно на режим. Это всегда сжатый, сконцентрированный кусок работы. То есть ты всегда знаешь, что должен вывернуться наизнанку, но все сделать. И на моей памяти не было такого останова, чтобы мы не уложились в отведенный нам срок.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОБЛИК
– Сергей Владимирович, а каковы сегодня ближайшие перспективы компании? В каких направлениях предприятию следует развиваться и каким вы видите его еще через триллион кубометров?
– Наша компания последовательно прирастает активами, ведет геологоразведку на Камчатке и прорабатывает технические решения по приобщению месторождений, которые находятся в якутском кластере – там их целое ожерелье.
Нам уже переданы лицензии на два месторождения. Сейчас определяется концептуальный и технический облик пионерного выхода, прорабатываются возможные решения по обустройству площадных объектов и по инфраструктурным компонентам, определяются точки взаимодействия с контрагентами.
Внимательно смотрим в первом приближении, каким должен быть набор установок и цехов, а также перечень оборудования. Идет этап опережающего проектирования, сбор исходных данных. Согласно текущим планам на этих месторождениях будет две установки – предварительной и комплексной подготовки газа. Так что в будущем нашему предприятию предстоит вновь начать с нуля строить промышленный город в якутской тайге, где расстояния между объектами измеряются сотнями километров. И кубометры, которые будут добыты на новых промыслах, совершенно точно внесут свой весомый вклад в копилку предприятия и наверняка позволят нам достичь нового рубежа – 3 триллионов кубометров. Когда это будет? Поживем – увидим. Знаю только, что мы сделаем все, чтобы очередная производственная победа была достигнута как можно быстрее.