("Последняя ночь Аморе", L'ultima notte di Amore, 2023, Италия)
Истинный кочевник от жанра криминального кино, этот 50-летний итальянец Андреа Ди Стефано. Не снискав себе за 20 лет популярности, как актер, в середине 2010-х он вдруг решил удариться в режиссуру и сценаризм. И тотчас подался по белу свету в поисках работы. Сначала - во Францию и Испанию с заездом в Панаму ("Эскобар: Потерянный рай"), а затем в Великобританию с заездом в Канаду и США ("Три секунды").
И что в результате?
Результат был, скажем прямо, так себе - чудес не случилось. И дебютная, и следующая ленты Андреа хоть и были замечены любителями криминальных триллеров и драм, в прокате показали себя до обидного грустно. Отчего в последние годы о, казалось бы, угомонившемся Ди Стефано все стали понемногу забывать.
И, видимо, большинство его всё-таки забыло, раз он прекратил своё режиссерское кочевание по миру, вернувшись в родную Италию. Где, однако, ему предоставили ещё один шанс обогатить отечественное кино каким-нибудь шедевром... Ну или уж как повезёт, но с бюджетом земляки Андрюху не обидели. По крайней мере, чтобы снять картину на качественном уровне двух предыдущих, денег ему хватило, и он столь же по-честному их отработал.
Что ж, на сей раз хотя бы дома, но ему повезло. В мире про "Последнюю ночь Аморе" тоже явно мало кто услышит, зато в Италии она занимает уверенное прокатное место сразу за 10-кой хитов голливудского импорта. И дает Ди Стефано шанс продолжить вкалывать на этом благородном поприще. В рамках уже "больной" темы итальянского криминала, благо, она там и поныне, считай, неисчерпаема.
При том, что и по духу, и по исполнению третья лента Андреа - всё тот же гнетущий "мрачняк", который он делал и ранее. С такой же нервозной атмосферой надвигающегося на героев Песца, и не факт, что в схватке с ним он будет повержен. Или же будет, но перед этим хорошенько искусает героев за мягкие и не только места организмов.
Новую схватку с пушным зверюгой-проводником в царство Аида Ди Стефано разыграет в Милане - там, где служит полицейский Франко Аморе (Пьерфранческо Фавино). Коему осталось буквально несколько дней до пенсии - вон он даже благодарственную речь взялся сочинять, собираясь прочесть ее товарищам на своей "отставной" вечеринке. Не забывая, разумеется, и об уйме своих текущих дел, которые требовали его участия, несмотря ни на что. Ну и про саму службу тоже - куда без неё-то, постылой?
Стоп-стоп! Что это за дела такие были у Франко, которые не имели отношения к его службе, но которыми он занимался в служебное время? Ой, да обычная "грязнокоповская" движуха: прикрыть нужного человечка от других полицейских; толкнуть кому-нибудь отобранные у воров, краденные ценности; подогнать пару шикарных "девочек" богатенькому клиенту; слить, кому надо, "инфу" о грядущих полицейских облавах; самому потрясти "без протокола" какого-нибудь барыгу из подворотни; прочее "то там, то сям", что давало Франко неплохую прибавку к зарплате. А той, как обычно, не хватало, ведь у него была вдобавок молодая жена, любительница модных "шмоток", драгоценностей и ресторанов.
Или вы думали, миланским копам, без пяти минут пенсионерам, живется легко и припеваючи? Как бы не так! Чтобы жить и припевать, им надо крутиться с утра до ночи по городу, как белке в колесе... барабана стиральной машины в режиме отжима.
И вот однажды, во время очередной подработки, Франко неожиданно повезло вспомнить уроки ОБЖ и спасти от сердечного приступа босса местной китайской мафии. А тот, оклемавшись, в награду за это предложил своему спасителю работать у него "консультантом по безопасности". Да за такие деньги, что за грядущей пенсией Франко мог вообще в собес не ходить. Кому они сдались теперь, эти гроши? Так, разве что для прикрытия от "налоговиков" пригодятся.
Одна загвоздка: к работе на китайцев надо было приступать не после ухода на покой, а буквально за день до этого. Чего Франко крайне не хотелось делать, поскольку это срочное поручение китайцев было чересчур рискованным. Единственная ошибка, и всё - прощай не только почетная отставка и пенсия, так еще и тюремный срок почти наверняка тебе впаяют. За день! До пенсии! Блин!..
Но ничего не попишешь - сам согласился и встрял по самые уши. Хотя за рискованную работу и платили столько, что мысль "35 лет доселе проносило - и сегодня пронесет!" вроде как даже успокаивала... Или нет?
Эх, знал бы Франко, что он - не грязный коп из голливудского боевика, а персонаж истории Андреа Ди Стефано, - то вмиг отказался бы от всего мутного и незаконного. Но ему, бедолаге, такое было невдомек, поэтому грядущая ночка у него намечалась суровая. А то и даже такая, что послужила названием для этого фильма.
***
В общем, если вам, как и мне, предыдущие картины Ди Стефано тоже запомнились, и вы были не прочь узнать, каковой будет третья, то и эту вы гарантировано не пропустите.
Для всех же остальных, не знакомых с его творчеством, я бы всё-таки рекомендовал для начала ознакомиться с "Эскобаром" и "Тремя секундами". Просто эти две вещи сняты в более зрелищном и динамичном ключе, нежели "Последняя ночь Аморе" с ее подчеркнуто "хмурой" палитрой красок (см. скриншоты), мраком ночного города и соответствующей музыкой под это дело. И если фирменное настроение историй Андреа вас зацепит - что ж, тогда опробуйте и новый его фильм. Пожалуй, наиболее суровый и "нуарный" из всех, но от этого не менее интересный и запоминающийся.
Трейлер фильма: