“МИР СНОВ, ВРЕМЯ СНА, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - называйте, как угодно; это часть меня, а я - его часть.”
Многие смотрели сериал The Sandman – экранизация одноименной серии комиксов. И сегодня мы хотим обратить ваше внимание на первоисточник, за сценарий которого отвечает неповторимый Нил Гейман.
Немного расскажем о том, кто такой Нил и изучим предысторию создания произведения.
Нил Гейман – английский писатель-фантаст и сценарист, родился в ноябре 1960 года. Гений от мира литературы: им вдохновляются, его обсуждают, а его необычайно мрачные и многогранные произведения уже давно обрели культовый статус в мировом искусстве.
Одним из таких произведений является монолитная серия комиксов “Песочный человек”. Первый комикс серии вышел в 1988 году, выпуском занялось издательство Vertigo, которое в свою очередь являлось ответвлением DC Comics.
Песочный человек Нила – не первое воплощение концепции данного персонажа, первоначальную серию комиксов с ним можно было увидеть во второй половине 70-ых, но не смотря на то, что одним из авторов являлся Джек Кирби, серия все же не обрела должной популярности и ее закрыли (небольшую отсылку на образ этого Песочного человека можно увидеть в первом томе актуальной серии комиксов). Спустя одно десятилетие издательство Vertigo решило перезапустить серию и пригласили на роль ведущего сценариста Нила Геймана, который полностью пересоздал персонажа.
В обзорном объективе у нас первая книга серии, которая включает в себя 8 выпусков. Погружаемся.
В центре повествования у нас король снов – Морфей, образ которого Нил вынашивал у себя в голове долгое время и та визуализация, что подарил ему иллюстратор Сэм Кит наиболее близка к идее Нила: темные длинные волосы, черное одеяние, бледная кожа, холодный и темный взгляд. Именно такой загадочный и готичный образ может ассоциировать нас с правителем незримого царства сновидений.
Говоря о месте действия, авторы предлагают мифологическую структуру вселенной и в первой книге знакомят нас с ее элементами: миром смертных, адом и царством сном. Эти миры как один большой механизм – взаимосвязаны друг с другом и нарушение баланса в одном неизбежно приводит к его нарушению в других.
Ключевое для истории царство снов является подвластной территорией Морфея и одновременно частью его жизненной энергии – если с ним происходит что-то неладное, то и царство начинает страдать. История берет свое начало как раз с такого случая.
В мире людей известная группа культистов во главе с магом решают с помощью оккультного ритуала призвать к себе Смерть и потребовать у нее назад жизни своих погибших на войне близких. Но в процессе что-то идет не так, и вместо Смерти в центре магического круга появляется ее брат Морфей. У него моментально отбирают три необходимых ему инструмента и обрекают на долгое существование в заточении, пока тот не выполнит безумные требования культистов.
Здесь авторы начинают проводить жирную черту между Морфеем и человеком на социально-биологическом уровне. Морфей безэмоционален, умен и терпелив – эти качества он стоически демонстрирует проводя колоссальное количество времени в тюрьме под давлением культистов, от чего любой другой человек уже давно бы сошел с ума. Морфей часто философствует и размышляет у себя в голове о происходящем вокруг, он наблюдает как поколения сменяют друг друга и из-за его отсутствия мир смертных погружается в сонную болезнь, которая несет за собой мучительную бессонницу и жуткие кошмары. Спустя 70 лет смотрители допускают случайную ошибку и печать рушится – правитель сновидений вновь на свободе. Ему предстоит восстановить баланс между своим царством и миром людей, и для этого ему необходимо найти три инструмента, без которых он не сможет полноценно выполнять свои функции.
Инструменты попадают в руки к крайне колоритным персонажам и за каждым из них находится интересная мини-история поднимающий социально-бытовые и философские темы. Наиболее яркий эпизод вас ждет к финалу второй половины комикса – он полностью переворачивает тон истории и является по своей сути психологическим триллером с элементами хоррора. В этом эпизоде авторы пугают читателя не воображаемыми монстрами или локациями, они делает это совершенно иначе – обнажают человеческую сущность и превращают хороших людей в монстров – за этим одновременно жутко и увлекательно наблюдать.
Особенность личности Сэндмена и его истории лежит в разнообразии жанров, не выходящих за рамки художественного видения Нила Геймана. Мистика граничащая с мифом – это фундамент комикса на который наслаиваются другие элементы: темное фэнтези, драма, триллер и хоррор – всё это уместно гармонирует между собой и не может существовать без главного героя. Такой подход формирует перед нами магический симбиоз персонажа и его автора, они вместе показывают нам сюрреалистичный мир сновидений через визуальные образы и нарратив.
Переходя к обсуждению рисунка в комиксе очень сложно опираться на какую-либо объективность, поэтому про нее мы успешно забываем и начинаем следовать страшному – субъективности автора этого обзора.
Ведущим художником на комиксе является Сэм Кит. Остальные приглашенные художники такие как: Майк Дрингенберг, Тодд Клей, Робби Буш отвечают за растушевку, каллиграфию и цвет. При чтении комикса мы можем наблюдать как рисунок Сэма соответствует атмосфере и тону повествования, он сопровождает сюжетную линию мистикой и элементами сюрреализма настолько, насколько это может позволить ему формат комикса: стилизованные рамки у страниц, необычное расположение фреймов и наполнение сцен примечательными деталями для создания такого ощущения, будто мы смотрим сон.
Визуальная составляющая формируется вместе с сюжетом и чем ближе история фокусируется на мире людей, тем приземленнее становится окружение и композиция в рисунке.
Над обложками сборника работал Дэйв Маккин, стиль которого совмещает в себе сюрреалистичный рисунок и фотографию. Дэйв буквально конструировал обложки из реальных предметов, а затем интегрировал фотографии этих конструкций в дизайн обложек. Именно он был тем человеком, который сумел убедить главу издательство Vertigo в том, что не стоит изображать главного героя на обложке. На тот момент в индустрии комиксов такой подход был необычайно смелым и инновационным.
Подводя черту, хочется сказать несколько слов про издания на русском языке. В России публикацией “Песочного человека” занимается издательство “Азбука” и к качеству печати нет никаких нареканий – книга в твердом переплете, отлично сшита и обладает стильным дизайном. Благодарность “Азбуке”!
Стоит ли читать комикс, если вы уже ознакомились с сериалом? Ответ – да, стоит. Комикс и сериал отличаются по тону и на мой взгляд комикс гораздо смелее рассуждает о многих остро-социальных вещах, а также глубже раскрывает главного героя.
Изначально было желание написать о том, кому же все таки стоит обратить внимание на этот комикс, но сказано уже так много, что дойдя до этого абзаца вы скорее всего уже все для себя решили.
Благодарим за уделенное время и помните, что сны – это часть реальности.
Ваш Woody Comics.
Автор текста: Kandinsky