Merhaba! Уважаемые зрители, Hoş geldiniz. Добро пожаловать.
Перед вами ТРЕНИНГ для отработки навыков самостоятельного составления предложений на Турецком языке.
Задача для НАЧИНАЮЩИХ - из набора слов, в готовой форме составить законченное предложение. Сначала составьте связное предложение на русском языке, затем подставляйте турецкие слова. Слово, с которого начинается предложение, написано с ПРОПИСНОЙ буквы.
Задача для ПРОДОЛЖАЮЩИХ - составить предложение и расставить знаки препинания, если таковые требуются.
В этом выпуске продолжаем усложнять задачу сборки предложений. Для этого предлагаю воспользоваться оригинальным текстом из бессмертного романа Reşat Nuri Güntekin'in yazdığı bir roman ÇALIKUŞU, который изобилует интересными грамматическими оборотами.
Итак, в выпуске сохраняются примеры предложений с простой грамматикой, и, в дополнение к ним пойдет грамматика из неадаптированного текста.
Надеюсь такая форма, в качестве практики, будет полезна как начинающим, так и продолжающим изучать Турецкий язык.
Все предложения и набор слов для них пронумерованы.
Ответы в конце статьи. Hazırsanız haydi başlayalım. Если готовы - ПРИСТУПАЕМ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в предложении №3 прилагательное ekşi (экши) - кислый имеет видоизмененную форму ekşi+msi,
словообразующий аффикс -(m)si (в 4-х вариантах), в русском языке имеет аналогом слово -ОБРАЗНЫЙ, перед которым добавляются различные существительные. Например: игло+образный, волно+образный, скелето+образный, т.е., по сути используется вариант фразы "ПОХОЖИЙ на...". В данном аффиксе (-m) добавляется, если базовое слово заканчивается на гласную букву.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в предложении №4 слово çocuksu (чё-оджуксу) - имеет тот же самый словообразующий аффикс -(m)si, но переводится уже по-другому: çocuk+su - по-детски, как ребенок, словно дитя.
Можно заменить на: çocuk gibi (чё-оджук гиби)/ çocukcasına (чё-оджукджасына).
ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Hocamın kitaplığında beş bin kitap var.
2. Sizin gibi değerli insanlara toplumun ihtiyacı var.
3. Elmanın ekşimsi bir tadı vardı.
4. Çocuksu davranışları ne zaman bırakacaksın?
5. Oğlum sınıf birincisi olmuştu.
6. Çaydanlığın dibi kireçli görünüyor.
ПЕРЕВОД:
1. В библиотеке моего учителя пять тысяч книг.
2. Обществу нужны такие достойные люди, как вы.
3. У яблока был кисловатый вкус.
4. Когда ты перестанешь вести себя по-детски?
5. Мой сын стал лучшим в классе.
6. Дно чайника выглядит меловым.
Reşat Nuri Güntekin "ÇALIKUŞU"
ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Bir yanımda kocaman bir tahta direk vardır.
2. Ne yapılsa sınıftan çıkarılmasına imkân olmayan ve ara sıra çakımın ucuyla ötesine berisine açtığım yaracıklara stoik bir vakarla tahammül eden sessiz sedasız, ağırbaşlı ve upuzun bir komşu.
3. Öte yanımda manastır terbiyesinin istediği serin ve mağrur loşluğu temin için yapılmışa benzeyen ve panjurları hiç açılmayan bir uzun pencere dururdu.
ПЕРЕВОД (литературный, авторский):
1. Справа от меня стремился ввысь огромный деревянный столб.
2. Тихий и скромный, он гордо возвышался надо мной, и чтобы ни произошло, его нельзя было вывести из равновесия, он стоически
переносил даже порезы, которые я наносила ему своим перочинным ножиком.
3. С другой стороны от меня находилось узкое высокое окно, которое, казалось, было создано для того, чтобы обеспечить прохладную и надменную атмосферу, которой требовали приличия, продиктованные монастырским образом жизни, и ставни которого никогда не открывались.
Тренируйте языковые навыки с удовольствием.
Увидимся в следующих выпусках. GÖRÜŞÜRÜZ.
Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка: https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link