Жизнь православного христианина основана на Церковном календаре, в котором каждый день посвящён событию Церковной священной истории или определённому празднику, святому и чудесным явлениям икон. На этом фоне особенно выделяются иконы, посвященные "Богородице". В этом году 7 июля Церковь будет отмечать Рождество Иоанна Крестителя, а 8 июля - день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Все эти праздники отмечаются по юлианскому календарю - по старому стилю. Ещё на 8 июля, по юлианскому календарю, выпадает праздник явления иконы "Казанской Божьей Матери", но отмечать его почему-то будут по григорианскому календарю - 21 июля. Немного странно, не правда ли?
Интересно как к таким казусам относятся Святые, которые стали Ангелами?
Представим на несколько минут как эти Ангелы кружатся над Храмом Христа Спасителя и парят над зажжёнными свечами и людьми внутри храма. Что увидят и что услышат Они?
Они увидят как по сине-голубому небу плывут белоснежные облака причудливой формы, а луч солнца прожигает кучерявое облако и отражается в главном куполе Храма Христа Спасителя и рассыпается на мелкие острые лучики, посылая людям свою щедрость. Они услышат как шум машин вплетается в перезвон колоколов и растворяется в шепоте людей, изучающих горельефы на фронтонах восстановленного Храма. Летний ветерок доносит до них обрывки разговоров людей. Одних интересует, кто же изображен в статуях, других - из какого материала сделаны скульптуры и кто их сделал. На общем фоне выделялись несколько молодых женщин, которые рассматривали бронзовые горельефы, опоясывающие грандиозное сооружение, и медленно двигались по ходу часовой стрелки вокруг Храма.
Ангелы стали свидетелями их диалога.
- Говорят, что в некрополе Донского монастыре находились горельефы Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Наверно их вернули сюда, - говорит женщина в белоснежной шляпке.
- Вряд ли. Зураб Церетели - грузинский скульптор, выиграл тендер на изготовления врат и пяти крестов для куполов этого Храма. А также под его руководством шла роспись свода главного и малых куполов, иконостаса, северной алтарной стены. Ему доверили сделать новые горельефы, но он сделал их, якобы, из декоративита — синтетического материала под бронзу. Из чего они сделаны на самом деле знает только он и Митрополит. Но меня интересует не это, - глубоко вздохнув, сказала женщина в небесно голубом палантине и подняла глаза к небу.
- Ты меня заинтриговала. Это секрет или можешь поделиться? - спросила её подруга.
- Вот зайдём в нижний Храм - Преображенскую церковь Храма Христа Спасителя и там всё объясню, а потом поднимемся в главный.
- Храм в Храме? Я впервые слышу об этом. Становится всё интересней и интересней, - с неподдельным интересом произнесла подруга.
Ангелы вместе с женщинами спустились к подножию Храма Христа Спасителя и вошли в скромную дверь, за которой находилась Преображенская церковь - нижний Храм. Полусферические потолки напоминали царские палаты. Своды и арки расписаны фресками. Роспись в арках была посвящена двунадесятым праздникам, они располагались в хронологическом порядке, начиная с Рождества Христова и заканчивались Успением Пресвятой Богородицы, вход Господин в Иерусалим, Распятие, Вознесение Христово и Воскресение, в нижнем регистре изображены четыре Евангелиста, в зените арки - Архангел и звезда. Здесь и Евангелисты Иоанн и Матфей, и другие, а на Подпружной арке изображены Святые.
В храме только что прошла служба. Под сводами храма поднимаются голубоватые струйки воскурений ладана. Запах ладана и горящих свечей смешался с запахом прихожан. Люди расходятся, накладывая на себя заключительный ритуальный крест щепотью правой руки. Храм пустеет. Свет в храме приглушили, и лики Святых замерцали каким-то таинственным светом отражающихся в окладах от горящих свечей. От свода глухим эхом отзывались шаги задержавшихся прихожанок.
Ангелы наблюдали, как женщины переходили от одной иконы Богородицы к другой и понимали, что каждая думала о своём. Как женщина в голубом палантине прикоснулась к окладу иконы лбом и услышали как губы тихо шептали:
- Господи, ну почему Богородица такая грустная и печальная? Ведь Она была свидетельницей Воскрешения Своего сына Исуса Христа! Почему иконописцы пишут Богородицу в основном с младенцем Исусом на руках? Ведь Исус Христос дожил до тридцати трех лет! Он был взрослым, по всем меркам, мужчиной! Тогда почему Его изображают младенцем или подростком? Что-то явно сокрыто от людей мира сего.
Ангелы видели, как женщина, всматриваясь в очередное изображение лика Пресвятой Девы, не почувствовала, как небесного цвета палантин соскользнул с её густых волос. Она рассматривала икону "Смоленская Богородица", у которой есть своя легенда и Они её хорошо знали.
Ангелы знали, что первообразом Божьей Матери является Дева Мария, даже присутствовали при написании иконы "Божьей Матери" Евангелистом Лукой, с которой потом делались все почитаемые списки. Знали, что до 45 года нашей эры эта икона хранилась во Влахернском храме Константинополя. Тогда она ещё не называлась Смоленской.
Знали и легенду, которая передавалась из уст в уста о том, как Богоматерь явилась двум слепцам и велела идти им и поклониться этой иконе во Влахернском храме. Слепцы не смели ослушаться Пресвятой Девы и сделали всё так, как им было велено. В тот же день оба незрячих прозрели и с тех пор чудотворный образ стали называть Одигитрией, что в переводе с греческого обозначает «Путеводительница».
Ведали Ангелы и о том, что Икона "Божьей Матери" на Руси появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича, взявшего в жены дочь греческого императора Константина Мономаха - Анну. Этой иконой император Константин благословил дочь и князя. Позже Анна Константиновна этой же иконой благословила своего сына Владимира Всеволодовича Мономаха княжить в Смоленске. В 1101 году по приказу Мономаха в городе был возведён Успенский Собор, куда и была помещена икона Богоматери. Именно с этого момента образ кисти евангелиста Луки стал называться "Смоленской Божьей Матерью".
Ангелы понимали, что женщина в голубом палантине тоже знала о судьбе иконы, которая претерпела множество загадочных и непредсказуемых явлений. Знала она и том, что четыреста пятьдесят лет икона "Смоленская Божья Матерь" спасала русский народ от врагов, защищая западные пределы России. И что во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда немцы оставили Смоленск, она бесследно исчезла.
Ангелы видели, как женщина внимательно рассматривала икону "Смоленская Божья Матерь", где Богородица указывает левой рукой на младенца, но при этом не смотрит на Него. Взор Богородицы обращён только внутрь себя, а мимика выражает глубочайшее страдание и это женщина улавливает.
Женщина поправила сползший палантин и оглянулась. К ней подошла подруга и спросила.
- Ну что, выяснила для себя что-нибудь?
- Посмотри на Богородицу. Что ты можешь сказать про её эмоциональное состояние?
- Она убита горем, это же очевидно. Ей столько пришлось пережить…, - на глазах подруги вдруг выступили слезы.
- Постой, давай всё расставим на места, - предложила ей свою идею женщина в голубом палантине.
- Как это? Прямо здесь? - с удивлением посмотрела сквозь слёзы подруга, - я не могу понять, почему у меня слезы льются сами по себе, - утирая их, спросила она.
- Так бывает. Очищаешься от накопившихся обид и напряжений. Здесь действительно мило, по-домашнему, где можно расслабиться и быть самим собой.
-Ты хотела расставить всё по местам, - перебила её подруга, - я успокоилась и готова тебя слушать.
- Ты тоже почувствовала скорбь Богородицы, как когда-то и я, и многие, многие прихожане это чувствуют и у многих слёзы льются рекой, как будто без веских причин. Я это уже проходила. Только вот, теперь, мне не совсем понятна её скорбь. Она скорбит, но при этом не смотрит на своего дитя, хотя рукой указывает на него. Взгляд погружен внутрь себя, словно вспоминает что-то и её это очень тревожит. Почему Лука изображает Её с младенцем? Ведь он писал образ тогда, когда Христос достиг тридцати трёх летнего возраста и Воскрес. Думаю было бы логично Луке написать Деву Марию с взрослым Христом, с гордым и счастливым взором. Ведь Христос не только победил смерть, но и освободил всех людей от греха! Богородица, при таком положении должна ликовать и утверждать Славу Отца, Сына и Святаго Духа. Укреплять Веру в Спасение, которое обещал Её взрослый и разумный Сын.
- Дааа, как-то и мне стало непонятно. Я раньше даже не задумывалась об этом. Ведь Дева Мария была свидетелем Его Воскрешение и Вознесение к Отцу Небесному. Об этом же написано в Библии. И как теперь всё это понимать? И что…, нет ни одной иконы, где бы Богородица улыбалась?
- Почему, есть! Давай выйдем из Преображенской Церкви и зайдём в Храм "Державной" иконы Божьей Матери и посмотрим эту икону.
Женщины вышли из церкви и зашли в неприметный с виду, деревянный Храм. Икона встретила женщин и Ангелов строгим и твёрдым взором. В глазах Богородицы чувствовалась Уверенность, Вера и непобедимая Сила в Справедливость и Осознание всех вещей.
- Смотри, на Её коленях тоже ребёнок и он в полной безопасности. Обрати внимание, взгляд у Богородицы непечальный, он больше озабоченный. Здесь больше подходит Ей статус - регент! Чувствуешь, какая сила исходит от Её стана и глаз? Никому Она не позволит нарушить Справедливость. Поэтому и называется "Державная". Удивительно, что такая икона находится в скромном Храме. Не иначе как Она сама выбрала себе обитель и никакого отношения не имеет к помпезности восстановленного Храма.
- Как это ты всё подмечаешь? Может всё это выдумки твоего больного разума? - С улыбкой произнесла подруга.
- Это было бы для меня проще, но помоги моему больному воображению объяснить ещё один не стыкующийся момент, - с надеждой в голосе сказала женщина в голубом палантине, - почему Серафим Саровский молился иконе "Умиления". Он же мог выбрать икону Богородицы с Исусом!? Но нет, Серафимушка молился только пред одной иконой - "Умиление" до самого последнего вдоха. Почему?!
- А ты можешь мне задать вопрос попроще, иначе и с моим мозгом произойдёт что-то неладное, - как-то виновато произнесла подруга и стала приближаться к выходу.
- Ладно уж, пошли домой, а то нас здесь закроют на ночь…
Ангелы видели, как женщины удалялись от Храма и слышали, как по асфальту стучали их каблучки и как им в такт зазвучали строки из уст женщины в голубом палантине:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечёт к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости бесславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
- Это пророческое стихотворение "Державная" принадлежит русскому поэту офицеру Сергею Сергеевичу Бехтееву, написавшему его в 1934 году, - тихо уточнила женщина.
- Удивительные стихи! А что ты ещё знаешь про икону "Державную" и "Умиление"? - спросила блондинка.
- Говорят, что "Державную" икону нашли в подвале Коломенского Храма в день отречения от престола царя Николая II. Это произошло 2 марта (15 по новому стилю) 1917 года. Православие приняло это событие за Божий знак, считая, что сама Богородица возглавила нашу Отчизну, и Россия всегда будет находиться под Её Покровом. Что касается иконы "Умиление" - это уже другая история и о ней я расскажу позже.
Ангелы парили над Храмом и видели, как женщины обернулись и ещё раз посмотрели на величественный Храм Христа Спасителя, освещённый фонарями. На вечернем небе он казался более величественным и белоснежным.
Как Вы думаете, Ангелы знают истинную причину грусти Богородицы и помогут ли Они раскрыть тайну печали Царицы Небесной?
Мир дому Вашему! Благодарю, что дочитали статью до конца. Понимаю, тема щепетильная, но истина дороже.
© Ольга Дик, Балаково, 2023г.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Буду признательна за любую обратную связь (лайк, комментарий, репост). Благодарна, что вы со мной!