Труп выловленный из реки зажат в узкой стенной нише. Он совсем остался без воздуха – как-то безбожно, что ли. Сразу становится понятно в каком моменте жизнь отступает и отдает своего подданного в промерзшие земляные апартаменты.
Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» стесняет чувства. Ощущение похоже на нервное неприятное покалывание под ребрами. Будто при каждом вздохе небольшой пьезоэлемент пускает щекочующий разрядик в грудину. Оказывается, он тоже умер. Оказывается, это неизбежно. Федор Михайлович был крайне впечатлен произведением. И как человек способный тонко подмечать детали, вынес нужные смыслы.
Картина аккуратно вплетена в сюжет романа. Вокруг нее строятся и узкие контексты и широкие. Рогожин с ее помощью пытается вернуть утерянное. Или пытается через заблуждение прийти к истине. Мышкин рассуждает о неверии. Достоевский охотно создает параллели в основных событиях к произведению Гольбейна. Но главное объединение остается на послевкусии.
Жизнь коротка, полна страданий и кончается смертью. «Идиот» великое произведение насмотренного психолога. По ходу повествования ведется постоянная непрерывная борьба за возможность счастливой жизни. Но событийное душит всё. Первая схожесть с мотивом картины – к концу сюжета нарастает обреченность. Гнетущая атмосфера тяжелого и такого реалистично к жизни финала. Так же и на полотне. Если идти взглядом от головы к ногам, создается впечатление, что левая часть стремится к просветлению, правая часть, как вздувшийся труп дельфина, очень неприятно-неприглядна. Как и дельфинов в их непривычном амплуа, тяжело наблюдать такого Христа. Вопреки всем правилам и канонам того времени Гольбейн изображает Иисуса очень реалистично. Узкое длинное полотно, явно дает понять, что тело находится в пространстве гроба, где нет ничего кроме усопшего. Это невыносимое одиночество ровняет перед смертью всех. Даже святых людей. Обычно сюжет со смертью Христа в то время обладал привычными атрибутами – вокруг много сторонников, смерть отождествляется с новой жизнью, от тела легкой свечение. На картине Гольбейна ничего. Только труп. В конце концов всему приходит трагичное завершение.
Князь Мышкин воплощение Христа. Главное устремление князя — «восстановить и воскресить человека». Но у него не получилось. И он в полном безумии возвращается в свою прошлую жизнь. Эта метаморфоза подобна смерти.
Несмотря на трагичный и совершенно однозначный финал романа, после шока приходит светлая надежда на хорошее. На возможность исправления души. Этот небольшой, совершенно незаметный смысл есть и в полотне Гольбейна. Кто-то не заметит у себя нужных чувств. В этом тоже глубокая ирония жизни. А кто-то все поймет. Будет 20 минут смотреть в последнюю точку, а потом захочет прочитать еще раз.
Автор Е.В.Сомов
Больше подобного в тг канале Кулуары