Под давлением международных санкций ряд иностранных компаний покинул российский рынок, оставив пользователей у разбитого корыта. Так, например, в марте 2022 года, доступ для пользователей из РФ закрыл корпоративный мессенджер Slack, который использовали для выстраивания коммуникаций внутри коллектива огромное количество мелких, средних и крупных компаний. Свято место пусто не бывает, как известно, поэтому ниша корпоративных мессенджеров начала заполняться отечественными разработками, на одну из которых предлагаю сегодня посмотреть. Хочу представить вашему вниманию мессенджер Compass.
Ранее на канале выходила статья, посвященная обзору отечественных мессенджеров, которые могут заменить иностранные разработки. Познакомиться с этой статьей вы можете по ссылке, которая размещена ниже.
Стремление уменьшить информационный шум
После тестирования функционала на ноутбуке и в мобильном приложений у меня созрела мысль, что главная задача, которую преследовали разработчики Compass - снизить к минимуму информационный шум, который является главным недостатком любого мессенджера (об этом, кстати, очень много говорили подписчики и читатели канала, когда обсуждали мессенджеры под соответствующими постами).
Концентрация на выполняемых задачах и контроль за тем, чтобы участники чата соблюдали, скажем так, «информационную чистоту» - это бы я отметил главной особенностью и преимуществом Compass. Ниже на конкретных примерах поясню как удалось этого достичь.
Мультиплатформенность
Compass доступен как в десктопной, так и мобильной версии. Среди поддерживаемых систем на ПК и ноутбуках значатся Windows, macOS и Linux, мобильное приложение можно скачать в App Store, Google Play и App Gallery. При этом, в отношении мобильных платформ нельзя говорить о кроссплатформенной разработке, так как Compass имеет нативную версию для каждой мобильной ОС, что обеспечивает высокую скорость работы на любом девайсе, будь то Android-смартфон или iPhone.
Нас, конечно же, больше интересует Linux-версия, которая пока что представлена в виде DEB-пакета (надеюсь, что в последствии разработчики расширят перечень доступных форматов и включат туда Flatpak или AppImage).
Стоимость и модель распространения
Приложение распространяется по популярной сейчас подписочной модели и имеет три тарифа: бесплатный, продвинутый и корпоративный.
В рамках бесплатного тарифа можно создавать пространства с числом участников до 10 человек, при этом отсутствуют лимиты на количество сообщений, чатов, в общем полный функционал без ограничений. Если число участников вашей команды от 10 и более, то тогда можно выбрать продвинутый тариф, который обойдется в 7 490 рублей в месяц с 30-дневным пробным периодом. Для крупных компаний доступен корпоративный тариф, условия и стоимость которого обсуждаются индивидуально. На последних двух тарифах также назначается персональный менеджер для решения возникающих вопросов.
Не буду разливаться мыслью по древу, рассуждая о том, дорогие или нет тарифные планы. Как по мне, тут главное то, что если софтинка решает проблемы клиента, то он готов платить за это любые деньги.
Установка и первый запуск
Для тестирования Compass я решил установить одну версию на ноутбук в Linux Mint, другую версию на смартфон. У меня имеется две сим-карты, поэтому могу завести в Compass сразу два аккаунта, чтобы в полной мере проверить то, как работает программа.
Установка Compass в Linux Mint не составляет никаких сложностей: зашел на главный сайт, скачал DEB-пакет, установил его через Менеджер приложений. При этом, что очень порадовало: мессенджер поддерживает иконку в системном трее. Вам может показаться это ерундой, но поверьте, далеко не каждая программа имеет такую возможность, что очень и очень печалит меня.
Аналогично установка произошла на смартфоне: перешел по ссылке с сайта в Google Play и установил мобильную версию.
Первый запуск обеих версий Compass выглядит одинаково: появляется окно с просьбой ввести номер телефона, чтобы зарегистрироваться или войти в уже созданный ранее аккаунт.
Если вы впервые входите в Compass, то следующим шагом приложение предлагает настроить публичный профиль, который состоит из минимума данных - имени и фамилий.
Это, кстати, очень здравый подход, так как не приходится вводить кучу ненужных данных, навроде дня рождения, адреса электронной почты, веса, роста, цвета глаз и любимых цветов (ну серьезно, порой подобные сборники данных в большей части приложений и сервисов отбивают напрочь желание пользоваться этим дальше!).
Последним шагом перед полноценным использованием мессенджера является создание пространства, про которые поговорим дальше.
Концепция пространств и чатов
Compass разграничивает рабочий поток при помощи двух сущностей: пространств и чатов. Пространство - это то, что соответствует либо конкретной компании (если, например, у пользователя несколько бизнесов), либо может соответствовать конкретному подразделению в фирме (например, головной офис, производственный цех и пр.). Пространства являются закрытыми и предназначены для приглашения участников их создателями. Например, для теста, я создал пространство с названием канала и пригласил туда другой свой аккаунт. Для приглашения нужно отправить ссылку, которую другой пользователь вставит в специальном окне.
Второй по значимости сущностью являются чаты, которые могут быть групповыми и личными. Самым первым создается главный чат, куда попадают все приглашенные в пространство пользователи. Создатель пространства или тот пользователь, которому это разрешено может создать чат любого вида и пригласить туда всех, кого считает нужным. При этом, добавление кого-либо в групповой чат происходит только с согласия пользователя. Приходит уведомление о том, что вас хотят добавить в конкретный чат и есть два варианта: согласиться или отказаться.
В результате получается очень простая, но эффективная система организации информации: общее пространство и отдельные чаты для конкретных направлений деятельности компании или команды.
Инструменты для поддержания «информационной чистоты» и снижения «информационного шума»
Помните, я говорил про то, что разработчики Compass стремятся ограничить «информационный шум» при использовании мессенджера? Так вот очень прикольной фишкой мне показались комментарии, доступные внутри чатов. Замечали, как в том же Телеграмме кто-то что-то написал, на это сообщение ответили, параллельно с этим прилетела еще пара-тройка новых сообщений и все - нить разговора и возможность понять о чем идет речь потеряна. В Compass к каждому сообщению можно создать ветку комментариев, которые открываются в новом всплывающем окне и позволяют не терять суть того, о чем говорят собеседники и всегда знать кто и что написал, а также кому и что вы ответили.
Вторым элементом поддержания «информационной чистоты» в рабочих обсуждениях являются гибкие настройки модерации того, что позволено в чате. В настройках пространства есть пункты, которые позволяют ограничить, например, запись голосовых сообщений в чаты, или пересылку сообщений, можно также запретить скачивание видео и много всего другого.
Но мы понимаем, что любой коллектив более двух человек уже создает достаточное количество информации во время рабочего взаимодействия. Чтобы в нем не запутаться и отслеживать поступающие комментарии и сообщения, в Compass встроена очень простая функция - переключатель «Непрочитанные» в самом верху, который показывает все то, что пользователь мог пропустить. Также имеется индикатор количества комментариев и отображение новых, которые обращены к конкретному пользователю.
Еще одной интересной фичей, которая есть в Compass - это реакции на сообщения. Пользу от использования реакций я впервые ощутил в Телеграмме, потом такая штука появилась в сообщениях ВК и очень хорошо, что в отечественных мессенджерах не обходят этот функционал стороной. Например, коллега что-то вам написал, но это сообщение не требует от вас какого-либо комментария. При этом мозг работает так, что не ответить мы не можем: к вам обратились, поэтому надо, скажем так, оставить последнее слово за собой. Это чистая психология, так работает наше сознание. Поэтому вместо того, чтобы писать бессмысленные сообщения навроде «Ок», «Спасибо» и пр., можно кликнуть по сообщению и отправить реакцию в виде смайликов. Это очень крутая вещь, которая лично мне, например, помогла преодолеть этот психологический барьер в виде не отвеченного сообщения. Я пользуюсь реакциями практически всегда в рабочем процессе и при общении с близкими.
Киллер-фичей, которая практически не встречается в других мессенджерах, являются «Напоминания». В чем суть? Например, с утра вы оставили сообщение для команды и хотите быть уверенными, что они не забудут о том, что там написано. Для этого можно оставить для сообщения напоминание, которое спустя определенное время оповестит всех участников чата и привлечет их внимание.
Напоминание сопровождается звуковым уведомлением и тут же отображается, как непрочитанное сообщение, поэтому каждый, кто состоит в чате сможет его увидеть и не забыть сделать что-то важное для команды или компании. Таким образом, не нужно надоедать коллегам и постоянно отправлять сообщения в общий чат с просьбой не забыть или обратить внимание. Это еще один важный инструмент в снижении «информационного шума» присутствующий в Compass.
Описанный выше функционал Compass может показаться простым и встречающимся в других мессенджерах, но это далеко не так. Редко удается сочетать все эти функции в одном приложений так, чтобы достигнутый баланс с одной стороны не нарушал концепции «информационной чистоты» и с другой не ставил барьеров в общении между коллегами или участниками группы, команды. Мне кажется, что в случае с Compass такой баланс соблюсти удалось.
Техническая поддержка пользователей
Команда Compass сильно заморачивается над клиентским сервисом и поддержкой клиентов. Поэтому независимо от выбранного тарифа каждый пользователь имеет бесплатный доступ к технической поддержке. Вам кажется, что доступ к техподдержке должен быть по-умолчанию везде? Спешу тогда вас разочаровать: например, есть ряд сервисов и облачных платформ, где скорость ответа на запросы пользователей напрямую зависит от того, есть ли у пользователя платная подписка. Если ее нет, то ответят на запросы позже, чем тем, у кого эта подписка имеется. К счастью, Compass в этом отношении проявляет демократический подход и скорость ответа ТП одинакова для любого пользователя с любым тарифом.
Ради интереса решил проверить скорость ответа технической поддержки и задал вопрос касательно поддерживаемых алгоритмов шифрования в Compass. У меня бесплатный тариф, поэтому какие-либо привилегии (если бы они были) в плане приоритета ответа тут не работают.
Вопрос задал в 18:23, ответ получил через 11 минут. При этом, думаю, что если бы я продолжил диалог, то скорость ответа была бы выше. Исходя из моего опыта общения с различного рода техническими поддержками, скорость ответа в 11 минут является просто отличной. В некоторых компаниях нормой считается ответить на вопрос спустя несколько часов или сутки. Опять-таки, учитывайте, что я вопрос был задан исключительно с целью проверить насколько быстро придет ответ. Думаю, что если бы в запросе была реальная проблема, то такой быстрый ответ помог ее скорее решить.
Наличие быстрой технической поддержки для любого рода пользователей (руководителей компаний, отделов, каких-либо команд) является важным моментом, который показывает отношение разработчиков и команды Compass к своим пользователям. Не секрет, что на российском рынке очень много отличных сервисов, которые портит отвратительная техническая поддержка. К счастью, Compass не из числа.
Автоматизация при помощи ботов
Про ботов теперь говорят везде, с их помощью можно настроить автоматизацию рутинных действий и снизить временные затраты на выполнение однообразных действий. В Compass имеется возможность создания и управления ботами.
Я чуть знаком с настройкой ботов в Телеграмм, поэтому могу сказать, что в Compass работа с ботами ничуть не сложнее. Также имеется API, посредством которого формируются и обрабатываются запросы к созданному боту, а уже дальше при помощи этих запросов можно автоматизировать следующие действия:
- отправка сообщений в приватные и групповые чаты
- добавление реакции на сообщения пользователей
- отправка файлов в чаты
- сбор информации о участниках пространства (пользовательский ID, адрес профиля, изображение и пр.)
Да, по функционалу ботам Compass далеко до ботов Телеграмма, но скажу честно, что редко когда встречал в чатах и сообществах телеги, чтобы через ботов реализовывали хотя бы 10% от того, что они могут. Обычно, функционал сводится к тем же пунктам, про которые рассказал выше. Поэтому рискну предположить, что подобных умений ботам в Compass хватает с лихвой.
Главным мне кажется тот момент, что функционал ботов есть, он встроенный (то есть, не нужно использовать ботов того же Телеграмма для того, чтобы автоматизировать некоторые действия) и способен к дальнейшему развитию и улучшению.
Подведем итоги
Является ли Compass единственным на рынке корпоративным мессенджером? Точно нет! Но меня в нем привлекло то, что он простой и при этом функциональный, что называется все в рамках одного приложения. Нет перегруза функционалом, когда например, в мессенджер пытаются закинуть и почтовый клиент, и планировщик, и систему учета рабочего времени, и пр.
Не нужно искать какие-либо альтернативы ушедшим иностранным мессенджерам, пытаться получит к ним доступ при помощи VPN и иностранных банковских карт. Скачиваете, тестируете в рамках бесплатного тарифа и если все устраивает и есть такая необходимость, то приобретаете продвинутый или корпоративный тарифы - что может быть проще? Думаю, что будь у канала команда, которая бы занималась ведением и продвижением в Дзене, то мы бы наверняка пользовались мессенджером Compass. Также знаю, что среди подписчиков и читателей есть те, кто либо работает в команде в качестве работника, либо управляет такими командами. Поэтому предлагаю им попробовать Compass в рамках рабочего процесса, думаю, что разочарования не будет.
Постарался по максимуму и честно рассказать про этот мессенджер в рамках данной статьи. Опять-таки, рекомендовать аудитории то, чем сам ни разу не пользовался и не попробовал хотя бы несколько дней - не в моих привычках. Мессенджер мне реально понравился, поэтому и появился данный материал.
Если вы желаете попробовать Compass и после тестирования перевести туда свою компанию или команду, то переходите по ссылке ниже и начните использовать отличный отечественный корпоративный мессенджер.