Биография Дэвида Чоу – художника, актера, писателя, раннего инвестора Facebook**
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
“Не копируй других. Дерзай. Выкладывайся по полной. И все ради неуловимого успеха? Да. Все зависит от времени, все зависит от удачи. Так что оставь поражения позади и пробуй снова и снова.” (с) Дэвид Чоу
Кто такой венчурный инвестор? Предприниматель, экономист, аналитик? Многие привыкли думать, что да. Даже продавец ковров без высшего образования или скромный профессор информатики, увлеченный наукой – всё же имеют отношение и к бизнесу и к технологиям. Но наш герой из совершенно другого мира – он художник. Один из самых признанных, талантливых и, безусловно, один из самых богатых, а если говорить точнее, второй по размеру состояния, деятель современного искусства.
Выставки его работ проходят по всему миру, он снимается в кино, пишет книги, ведет передачи. Но изначальный источник его благосостояния – однажды принятое решение, которое многие посчитали необдуманным. Впрочем, Дэвид Чоу и не скрывает, что всегда любил рисковать.
Уличный хулиган
“Не бойтесь и не судите. Каждое ваше решение, каждый мазок кистью, каждый штрих должны руководствоваться страстью, а не страхом.” (с) Дэвид Чоу
Дэвид Чоу не посещал престижную школу, не был лучшим на курсе, не открывал стартапов и никогда не интересовался компьютерами, технологиями и бизнесом. Он появился на свет 21 апреля 1976 года в Koreatown – Корейском квартале Лос-Анджелеса. Сейчас это спокойное место, но в 80-х, 90-х жизнь там была сложной и даже опасной: в районе орудовали бандиты и уличная шпана.
“Корея-таун” существовал по своим, неписанным законам. Чоу не скрывает, что тоже угонял велосипеды и таскал в лавках все, что плохо лежит. Но больше всего он любил читать комиксы: “Звездные войны”, “Супермен”, “Роботек”. Они уводили мальчика в мир фантазий и вдохновили на творчество. Он очень рано взял в руки карандаш и акварель, а в 14 впервые вышел на ночные улицы Корейского квартала с парой баллончиков краски в рюкзаке.
Когда Дэвиду было 16 лет, весной 1992-го в Лос-Анджелесе вспыхнул бунт, позднее названый “Пятидневной войной”. Поводом послужил оправдательный приговор, вынесенный полицейским, жестоко и безосновательно избившим при задержании чернокожего. Вспышка негодования цветного населения переросла в погромы, грабежи, насилие и, наконец, в противостояние “Черного гетто” с Корейским кварталом из-за убийства владелицей магазина девушки, подозреваемой в воровстве банки газировки ценой $1,79. Начались настоящие уличные бои. Полиция приняла решение не вмешиваться.
Пострадал и мелкий бизнес родителей Дэвида – их дом с магазинчиком на первом этаже сгорел дотла. Пока взрослые воевали, подростки хулиганили и обчищали лавочки, кафе, офисы. Чоу вместе с братом не отставали от других. Жители “маленького Сеула” сумели сорганизоваться и в конце концов дали отпор налетчикам, выгнав их с территории своего района. Кстати, после этого трагического инцидента жить в Корейском квартале стало гораздо безопаснее – большинство враждующих банд и группировок примирились.
Непризнанный художник
“Все, что происходило в моей жизни, влияет на мое искусство.” (с) Дэвид Чоу
В 1995-м году Дэвид окончил школу и отправился в путешествие по стране. У него практически не было денег, он переезжал автостопом, подрабатывал своим искусством рисовальщика и шрифтовика, нанимался на поденную и сезонную работу. В странствиях юноша провел два года. Он устал бродяжничать и вернулся в Калифорнию. Родители, которые к тому времени успели снова встать на ноги, помогли Чоу деньгами и он поступил в Калифорнийский институт искусств в Сан-Франциско. Там его самобытный талант оценил преподаватель – знаменитый художник-иллюстратор Бэррон Стори. Он помог юному дарованию найти свою манеру и стиль, который позднее сам Чоу назовет “грязным”.
На оплату учебы денег хватало, а вот на дорогие творческие материалы, даже одежду, уже нет. Дэвид вспомнил подростковые приключения – воровал краски, кисти, еду, книги, подделал чек, попался и угодил на неделю в тюрьму. К сожалению, он так и не смог окончить ВУЗ, так как родители больше не могли платить за учебу. Еще будучи студентом, он за свои деньги издал графический роман Slow James и раздал на конвенции любителей фантастики Comic-Con. Спустя год он получил грант на публикацию одной тысячи экземпляров. Он продавался по $4 за штуку (сейчас стоит в среднем $150).
Дэвид отчаянно нуждался в работе и деньгах. Он обзванивал журналы, разносил образцы работ по редакциям, но почти везде встречал отказ. Художник нашел подработку иллюстратором в бульварных газетах. Чо пытался сотрудничать с рекламным агентством, но, по его собственным словам, увидел пустые глаза коллег и уволился в тот же день. Молодой человек писал картины, предлагал их галереям, но тоже ничего не добился. Тогда он решил сам устроить выставку в кафе-мороженом, с владельцем которого был в приятельских отношениях.
Неожиданно, выставка имела успех и стала постоянной – картины начали покупать. Чо освоил интернет и стал продавать рисунки и комиксы. Постепенно к художнику приходила известность, правда, в очень узких кругах. Но быть известным – не значит быть богатым, даже если твои работы висят рядом с Бэнкси. Тем не менее, с трудом скопив небольшую сумму – Дэвид часто тратил больше, чем зарабатывал – он вновь отправился в путешествие, на этот раз в Азию, где снова произошла неприятность.
На выставке, проходившей в Японии, Чоу затеял драку с человеком, нелестно высказавшемся о его искусстве. Оказалось, это был полицейский в штатском. Вспыльчивому художнику грозил приличный срок, и он начал задумываться над тем, куда катится его жизнь. Он освободился через три месяца, в течении которых рисовал портреты обитателей тюрьмы – всего их получилось 600. Дэвид вернулся на родину в 2005-м, еще более известным, но все таким же бедным.
Деньги или акции?
"Я верил в Шона Паркера. Я не разбираюсь в технологиях и я тогда не знал, что такое Facebook**. Но я подумал – этот парень точно что-то знает, и я собираюсь поставить на него свои деньги.” (с) Дэвид Чоу
Через некоторое время по возвращении Дэвид получил электронное письмо от старого знакомого Шона Паркера. Это был неудавшийся клиент. В 2003-м Паркер, в то время владелец пиринговой платформы Napster, хотел купить у Чоу картину и они уже практически договорились. Но тут звукозаписывающие лейблы и артисты вчинили стартапу многомиллиардный иск за нарушение авторских прав. Молодому бизнесмену стало не до картин, пусть и любимого художника. Но он пообещал, что когда-нибудь обязательно купит и не одну.
Предложение Паркера заключалось в следующем: необходимо оформить бетонные стены офиса начинающей компании “The Facebook” графическими картинами. Рисовать можно все, что вздумается, оплата $60 тыс. наличными на руки. Дэвид не увлекался социальными сетями, считал все подобные затеи “нелепыми и бессмысленными”. Он оценил фронт работ и понял, что планирование дизайна и роспись займут всего несколько дней. Это будут легкие деньги, которые позволят некоторое время продержаться на плаву.
Но по окончании работы Чоу изменил свое мнение. Вместо наличных он попросил у Паркера засчитать их в счет ранних инвестиций и выделить ему эквивалентную часть будущей компании. Это был очень рискованный поступок, ведь обычно бизнесмены, такие как Питер Тиль, тоже ранний инвестор Facebook**, обладают большими средствами. Рынок стартапов в то время еще лихорадило после кризиса начала 2000-х – фирмы открывались и закрывались каждый день. Эта сумма была Дэвиду жизненно необходима, но что-то подсказало действовать иначе.
Шон Паркер передал просьбу художника Марку Цукербергу и тот неожиданно согласился. Чоу получил 0,25% стартапа – стандартный опцион нового сотрудника. Так Дэвид Чоу ушел без денег, имея при себе пакет документов, подтверждающий его владение частью чего-то, что могло завтра утонуть. Он стал тем, кого называют “инсайдеры”. Кстати, работой он остался доволен, хотя и просил не раскрывать своего имени, поэтому Паркер в интервью говорил, что дизайном штаб-квартиры занималась его жена.
Неожиданный мультимиллионер
“Это прозвучит ужасно, если я скажу, что деньги ничего не значат? Все спрашивают: что ты собираешься делать теперь, когда у тебя есть все эти деньги и свобода? Я делал все, что хотел, когда у меня ничего не было и я по-прежнему буду делать все, что захочу, за исключением того, что теперь больше людей будут меня беспокоить.” (с) Дэвид Чоу
Шло время, в 2007-м Марк Цукерберг попросил Чоу оформить новый, более престижный офис, правда уже не по своему вкусу, под контролем и за хорошие деньги, а не за ценные бумаги. Оба остались довольны и не теряли связи. А когда в 2012-м стало известно, что Facebook** готовится к выходу на биржу, в двери художника, начали ломиться журналисты. Они хотели узнать, как чувствует себя человек, который вот-вот станет мультимиллионером. Нельзя сказать, что Дэвиду такая публичность была кстати – он уже очень хорошо зарабатывал своим талантом и игрой в казино. На его счету был, как минимум, миллион.
После первых торгов 18 мая рыночная капитализация Facebook** достигла $104 млрд. Состояние Дэвида Чоу составило $200 млн. Не так уж и много по сравнению с другими частными инвесторами-инсайдерами. Например, Питер Тиль заработал $2,5 млрд, Боно (музыкант) – $1,5 млрд, Адам Д’Анджело (технологический директор Facebook**) – $680 млн, Джефф Ротшильд (бизнесмен) – $680 млн, всего IPO компании сделало миллионерами примерно тысячу человек.
Жизнь художника-миллионера
“Я знаю некоторых самых богатых и влиятельных мужчин в мире, и они завидуют мне. Почему? У них больше денег, чем у меня, больше славы, больше власти. Это все потому, что им все еще приходится перед кем-то отчитываться. У них есть акционеры. А у меня нет.” (с) Дэвид Чоу
Нет, Дэвид Чоу не потерял все деньги и не стал бродягой. Его состояние на данный момент оценивается в $360 млн. Это его образ для роли в сериале 2023 года Beef (в русском переводе “Грызня”) от компании Netflix, где он играет средней руки бандита, брата одного из главных героев. Харизматичный художник довольно часто мелькает в эпизодах различных фильмов. Например, в прошлом году его заметили в сериале “Мандалорец”.
Также его творчеству посвящен документальный фильм “Искусство и проступки Дэвида Чоу”. Картины художника выставляются в самых престижных галереях по всему миру. Он написал несколько книг по современному искусству, издал автобиографию, ведет популярный подкаст о стиле жизни и развлечениях, в котором любит делать провокационные заявления и будоражить публику. Иногда не очень обдуманные.
Дэвид занимается благотворительностью. Он жертвовал деньги пострадавшим во время землетрясений на Гаити в 2010-м и в 2020-м. Чоу поддерживает общественные организации и фонды, помогающие людям бороться с зависимостями и агрессивным поведением – проблемами, от которых художник сам долгое время страдал. Также он проводит бесплатные уроки рисования для детей Южной и Центральной части родного Лос-Анджелеса, города, где живет и творит по сей день. А что он говорит о своих планах?
“Моя цель – пораньше уйти на пенсию, проиллюстрировать всю Библию и расписать всю Китайскую стену. Жизнь потому хороша, что никогда не знаешь, что может случиться.” (с) Дэвид Чоу
** социальная сеть, запрещенная в РФ
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!