Найти тему
Тайны Истории

Создатель русского государства: историческая загадка, связанная с князем Олегом

Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899
Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899

На выдающемся монументе «Тысячелетие России», открытом в 1862 году в Новгороде, привлекает внимание фигура Рюрика, расположенная на престижном верхнем ярусе среди самых выразительных скульптурных образов. И это неудивительно, ведь именно Рюрик считается создателем русской государственности. Однако, несмотря на присутствие 109 фигур, даже на нижнем ярусе, князь Олег, который реально возглавил эту историческую эпоху, не нашел свое место.

Прежде всего, стоит отметить, что и Рюрик, и Олег являются полулегендарными фигурами. Вопреки сомнениям, существование обоих князей подтверждается народными преданиями и летописями, охватывающими широкий географический диапазон от Константинополя до Норвегии. Однако сведения, зафиксированные в источниках, часто противоречат друг другу, что требует анализа и систематизации фактов для создания цельной картины происшедшего. И вот что выясняется...

Кто такой Рюрик?

Рюрик - выдающийся воинственный скандинавский (норманнский) мореплаватель, известный также под именем викингов в западных хрониках. Слово "викинг" вероятно происходит от древненорвежского "vikingr", что означает "человек из бухты". На протяжении истории, скандинавские воины редко совершали нападения на восточнославянские земли. Несмотря на это, восточнославянские земли, также известные как Гардарика ("Страна городов"), были привлекательными для скандинавов из-за их богатства.

Однако викинги не особенно любили атаковать восточнославянские земли из-за наличия крупных и хорошо укрепленных городов вдоль рек. Вторгаться вглубь страны было слишком рискованно. Тем не менее, около 859 года, небольшая норманнская дружина смогла захватить земли в бассейнах рек Нева и Волхов, с центром в городе Новгороде.

Местные племена, включая ильменских словен, кривичей, угро-финские чудь и другие, выгнали захватчиков и начали устанавливать отношения между собой. Для прекращения конфликтов, старейшина Гостомысл предложил привлечь внешнего правителя из числа варягов. Термин "варяг" вероятно происходит от древнегерманского "wara" - "клятва" или западнославянского "warang" - "меч". Споры о том, являются ли "викинг" и "варяг" одним и тем же, продолжаются до сих пор.

В итоге, в качестве приглашенного князя был выбран Рюрик, вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Они стали править соответственно в Новгороде, на Велоозере и в Изборске. Однако возможно, что эти братья были вымышленными персонажами, и их имена лишь отражают неправильный перевод скандинавских терминов "сине-хус" ("свой род") и "тру-воринг" ("верная дружина").

Интересно, что всего через два года после призвания варягов, Синеус и Трувор внезапно скончались. Это может быть объяснено болезнью или военными действиями, но также можно предположить, что летописец просто избавился от персонажей, которые ему больше не понадобились.

Странно также то, что Рюрик разместил свою резиденцию не в Новгороде, а в Ладоге. Возможно, жители Новгорода не хотели передавать ему слишком большие полномочия, и сам Рюрик, вероятно, не доверял своим подданным, поэтому он заселил Ладогу (Аль-дейгьюборг) преимущественно скандинавами и сделал ее своей личной владением.

Часть жителей Новгорода, возглавляемая Вадимом, вероятно, вступила в борьбу со скандинавами и потерпела поражение, а сам Вадим погиб в схватке. Рюрик почувствовал себя увереннее и даже получил резиденцию в самом Новгороде, известную как Рюриково городище.

Кроме того, он значительно расширил свои владения, включив в них земли двинских кривичей (современное Полоцк) и финно-угорские племена мери (около Ростова Великого) и муромы (рядом с Муромом).

В 879 году Рюрик умер, возможно, находясь в походе в Карелию. Его наследником стал малолетний князь Игорь, рожденный от неизвестной матери. В эти тяжелые времена юному правителю удалось сохранить власть только благодаря сильному и преданному регенту.

Передача Рюриком перед смертью княжения своему родственнику Олегу и назначение его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Передача Рюриком перед смертью княжения своему родственнику Олегу и назначение его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Этим регентом стал Олег, соратник Рюрика, варяжский предводитель. Олег был явно выдающейся личностью, пользующейся безоговорочным авторитетом у варяжской дружины, при этом не пытаясь лишить своего подопечного номинальной власти. Это свидетельствует о том, что он, возможно, был дядей Игоря и братом жены Рюрика.

Поддерживается предположение о родственных связях между Олегом, Рюриком и Игорем на основе их имен. Рюрик был язычником и имел несколько жен, но только одна из них упоминается по имени - княжна Ефанда, известная также как "урманская" или, современными терминами, "норвежская" княжна.

Имена Олега и Игоря имеют скандинавское происхождение, в то время как происхождение имени Рюрик неоднозначно.

Две концепции

В середине XVIII века немецкие историки Герхард Миллер и Август Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, предложили концепцию, известную как "норманнская теория". Возник спор относительно национальности Рюрика и его дружины. Миллер и Шлёцер настаивали на скандинавском происхождении и на тождественности терминов "варяг" и "викинг". Кроме того, Шлёцер делал политические выводы, считая, что без "германского элемента" в виде норманнов славяне никогда бы не смогли построить своё государство.

Патриот Михаил Ломоносов выдвинул собственную историческую теорию, согласно которой Рюрик и его дружина происходили из прибалтийских славян. Ломоносов также предполагал, что в их ряды могли включиться и норманны. Он считал, что викинги и варяги не были соплеменниками.

Каждая из этих концепций поддерживалась аргументами. Например, почему соплеменники Игоря обычно именуются "русью", а не "варягами". В европейских источниках термин "русь" не связывался с норманнами.

Ломоносов также вспомнил предложение старейшины Гостомысла пригласить Рюрика и предположил, что он мог выдать свою дочь за варяжского предводителя, чтобы укрепить связь правителя с его подданными.

Норманнисты также имели много аргументов в свою пользу, включая скандинавское происхождение имен Олега и Игоря. В летописях и научных дискуссиях упоминаются еще два скандинавских имени - князья Аскольд и Дир.

Из основного источника, "Повести временных лет", следует, что Аскольд и Дир были соратниками Рюрика, но потом, возможно, поссорились с ним или по его воле, они отправились дальше на юг и стали князьями в богатом славянском городе Киеве.

В 866 году эти князья возглавили огромную армию и совершили поход на Константинополь, едва не захватив его. Однако всё изменилось по воле Божьей. Византийский патриарх Фотий совершил крестный поход и окунул икону Рождества Богородицы в море. Началась буря, которая разрушила славянский флот и потрясла князей до такой степени, что они приняли христианство.

Однако византийские источники датируют этот эпизод 860 годом, что означает, что Аскольд и Дир не имели отношения к Рюрику. Возможно, хронология была нарушена.

Одно спорное предположение порождает другое. Если Аскольд и Дир были соратниками Рюрика, то, став киевскими князьями, они должны были быть его вассалами, что могло привести к конфликту между Новгородом и Киевом.

В период правления Рюрика, вероятно, сохранялась существовавшая система власти, где один из князей считал себя сюзереном, а двое других сохраняли пассивное отношение. Однако после смерти Рюрика, Аскольд и Дир уже не желали признавать юного Игоря в качестве своего правителя.

Первым внешнеполитическим действием Олега, выступавшего в роли регента Игоря, стал поход на юг в Киев в 882 году. Во время этого похода его дружина захватила немаленький город Смоленск. Однако, при прибытии в Киев, новгородцы были приняты именно как "гости" в традиционном смысле этого слова, то есть в качестве купцов, особенно норманнского происхождения.

Причислив себя к соплеменникам, Олег пригласил киевских князей на свои корабли, а на берегу Днепра они были убиты. После этого перед собравшимися жителями Киева был представлен в качестве нового князя юный Игорь, сын Рюрика.

Киевляне не возражали против этого предложения, что логично говорит о том, что они были осведомлены о конфликте между предполагаемым сюзереном и его вассалами, и, вероятно, признавали претензии Рюрика и Игоря (как его наследника) оправданными. Сражаться с такими решительными "гостями" они, конечно же, не желали. Стоит отметить, что Аскольд и Дир были христианами (если летописи, конечно же, верны), в то время как Олег исповедовал язычество, то есть свою веру.

И, что самое важное, Олег, держа Игоря на руках, провозгласил Киев столицей своего государства, называя его "матерью городов русских".

Теперь давайте поразмыслим, что именно не устроило Новгород во всей этой ситуации?

Легенда гласит, что князь Рюрик покончил жизнь самоубийством, умерев от укуса своего коня. Судя по всему, власть Рюрика в Новгороде была ограничена, и малолетний Игорь не воспринимался всерьез в роли князя. Олег, который занимался его опекой, был опытным воином, но всё же власть в княжестве считалась наследственной. Олег, по крайней мере при жизни Игоря, не претендовал на наследственные права. Это подтверждает предположение о близком родстве между ними. Вероятно, они были родственниками по материнской линии, ведь нет никого ближе брата (если не учитывать родителей и детей).

В Киеве Олег чувствовал себя увереннее, чем в беспокойном Новгороде. В результате изменился и направление его внешней политики. Его главными противниками стали хазары и Византия. Олег смог значительно снизить активность хазарских набегов, а его военный поход на Константинополь в 907 году закончился подписанием выгодного русско-византийского договора. Это был первый международный договор Древнерусского государства, приносящий значительные торговые преимущества русским купцам.

Достижения Олега были так впечатляющи, что он получил прозвище "Вещий". Этот титул может быть толкован различными способами - "мудрый", "красноречивый" или "провидец будущего". Успехи Олега, возможно, привели к его репутации колдуна, владеющего тайными знаниями. Иронично, что прозвище "Вещий" ассоциируется с легендой о смерти Олега в 912 году, распространенной благодаря произведениям Пушкина. Согласно предсказанию, князь умрет от укуса своего любимого коня. Олег, услышав о смерти коня, пришел посмотреть на его кости и был ужален змеей, выползшей из черепа.

По одной версии, Олег скончался в окрестностях Старой Ладоги, где и поныне сохранился холм, известный как Олегова могила. Согласно другой версии, змея не укусила Олега, и он просто уплыл куда-то на север, возможно, в свою предполагаемую историческую родину - Норвегию.

Время и власть Игорь, который провел 30 лет под опекой и сам правил в течение 33 лет, не умер естественной смертью, а был жестоко убит древлянами. Интересно, что предание о смерти Олега связано не с Новгородом, а со Старой Ладогой.

Это указывает на то, что резиденция Рюрика оставалась своеобразным укрепленным поселением среди славянских земель, где норманнская элита, еще не полностью смешавшаяся с местным населением, могла найти убежище от возможных восстаний. Такой особый "норманнский" статус Ладоги послужил основанием для претензий норвежцев и шведов на эти земли до 1015 года.

Наконец, конфликт был разрешен путем дипломатического соглашения, когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга Ингигерда вышла замуж за Ярослава, сына князя Владимира Святого. Ладога была признана приданым Ингигерды. Этот край стал известен как Ингерманландия, и его название происходит от имени шведской принцессы, ставшей святой благодаря своей роли в крещении язычников.

Возвращаясь к памятнику "Тысячелетие России", стоит отметить, что на нем изображены язычники Рюрик и его внук Святослав, но нет изображения язычника Олега. Вероятно, это связано с его зловещим убийством христианских князей Аскольда и Дира. Поэтому включение изображения Олега на памятнике, который также имел общеимперскую идеологическую значимость, было считано некорректным и не было одобрено Александром II.

Однако, безусловно, Олег занимает свое место в истории и остается нерушимой фигурой.