Найти в Дзене
Радио Sputnik

"И тут началось самое неожиданное". Как Смоленск спас Москву и Россию

   Шапка Мономаха, представленная в экспозиции на выставке "Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий" в Музеях Московского Кремля© РИА Новости / Владимир Вяткин
Шапка Мономаха, представленная в экспозиции на выставке "Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий" в Музеях Московского Кремля© РИА Новости / Владимир Вяткин

В июне 1611 года завершилась 20-месячная оборона Смоленска, который осаждало войско польско-литовских интервентов. Город был присоединен к Речи Посполитой, но из-за крупных потерь армия короля Сигизмунда III продвинуться дальше вглубь Московского царства не смогла.

О значении обороны рассказал доктор исторических наук, профессор, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский.

"Неслучайно Смоленск на протяжении многих веков называли у нас "ключ-город". Это город, который собой как бы открывал и закрывал дверь в Русское государство. Он находился на крайней западной границе Московского царства. Смоленск неоднократно был предметом военных споров между Москвой, Великим княжеством литовским и Польшей, переходил из рук в руки. Город был интернациональным. При Иване Грозном начали строиться дополнительные военные укрепления, которые могли бы защитить Смоленск", – отметил Владимир Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.

Русско-польская война, начавшаяся в 1609 году, совпала со Смутой, в ходе которой Московское царство было не просто ослаблено, а фактически разделено на враждующие друг с другом части.

"Польская интервенция начинается в тот самый момент, когда в Москве двоевластие. В Тушино – "тушинский вор" Лжедмитрий II, в стране фактически два двора, два правительства, два центра принятия решений. Один в Кремле, другой в Тушино. Многие бояре мечутся то к (царю Василию) Шуйскому, то к Лжедмитрию. Лжедмитрий опирается на довольно разнородное войско, которое представляет собой и российскую оппозицию, не признающую Шуйского, и казачество, не признающее никого и действующее в своих интересах, и большой польский отряд – это не королевская армия, а некие "добровольческие" силы", – пояснил Мединский.

В распоряжении Лжедмитрия II – большая сила, но ее для взятия штурмом Кремля недостаточно.

"И вот на помощь к ним выдвигается армия короля Сигизмунда. Для России это вопрос "быть или не быть". Если бы Сигизмунд прошел до Москвы, то для его армии, соединенной с ополченцами Лжедмитрия, взять Кремль, покончить с Шуйским и "включить Россию в семью европейских народов" – дело техники. Но первой крепостью на его пути оказался Смоленск, и тут началось для него самое неожиданное", – добавил председатель РВИО.

Программу Владимира Мединского слушайте здесь.

Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.